Недавно вышла Ваша книга «Гурджиев и Успенский». Какое влияние оказали на Вас идеи этих двух людей?
Я должник этих двух людей, которые дали мне очень много, и эта книга ‒ некий заплаченный долг, разумеется, не весь долг, я должен им намного больше. Мне было года 23, когда на каком-то философском семинаре, где я выступал, ко мне подошел человек, заинтересовавшийся моим выступлением, и представился моим учеником. Через два дня я увидел, что, на самом деле, я его ученик, что он знает намного больше меня, хотя младше меня на год. Благодаря этому человеку я вошел в систему идей и практики четвертого пути. С тех пор и здесь, и за рубежом я связан с людьми, являющимися последователями Гурджиева или Успенского, или их обоих. Но сейчас я не последователь Гурджиева или Успенского, хотя эти люди оказали на меня сильное влияние. Я самостоятельный человек, самостоятельный в делах, связанных в этом мире, делах, связанных с писательством и с людьми.
Вы как-то развили их идеи в своей работе, сделали шаг дальше?
Без всякого сомнения. Я сделал куда-то шаг. Я не нахожусь в русле учения Гурджиева и Успенского.
В чем отличие ваших взглядов от позиции Гурджиева или Успенского?
Об этом лучше всего прочитать в моих книгах. Определить направление четвертого пути и своего направления в двух словах я не могу. Это слишком сложно. Во всяком случае, между ними очень много созвучия, очень много заимствований и очень много благодарности. Принципиальное сходство моего мировосприятия с мировосприятием Гурджиева ‒ согласие с идеей, что человек ‒ внушаемое существо, и что человек является объектом внушения. Я вижу, что это внушение носит социальный и космический характер. На человека наложено два кода, или он дважды заколдован. Он заколдован, с одной стороны, социумом и культурой, а с другой стороны ‒ космосом. Человеку нужно порвать эти две цепи. С социальным гипнозом понятно: я москвич, я россиянин, я окончил университет, я люблю Пушкина или Вагнера ‒ это все социальные «заморочки». Космические «заморочки» связаны о тем, что я живу на планете Земля, что у меня две руки, десять пальцев ‒ это все внушения космические, которые также не имеют никакой объективной ценности. Если брать Гурджиева, то, безусловно, у него это по-другому. Вас интересует, что я делаю? … В отличие от Гурджиева, в отличие от Блаватской, в отличие от Кастанеды и т. д. я работаю в модальной ситуации. Я не привязываюсь ни к одной мифологии. Гурджиев создал развивающуюся (со временем она меняется) мифологию. Успенский также создал мифологию в своей книге «В поисках чудесного». Я создаю каждый раз новые мифологии и отношусь к ним как к инструментам на время. Вот сейчас я работаю с людьми две недели. Я работаю в одном контексте, а в другой раз мы работаем в другом. Например, в 1997 году мы в Литве нашли самую высокую гору в мире и три недели на нее поднимались, срываясь и падая и т. д. В результате получился уникальный опыт, отраженный в книге «Веселые сумасшедшие». В Литве нет даже холмика. Все методики и технологии очень быстро застывают. Поэтому, если в Литве, где даже холмы ‒ большая редкость, мы лезли три недели на вершину высочайшей в мире горы и делали это с очень большой серьезностью, прилагая много усилий, то в Нижнем Новгороде мы создавали планетарные системы в течение нескольких дней в разных местах города. И человек восемьдесят шли, охватывая десятки улиц, а потом встречались в каком-нибудь месте ‒ перед театром или памятником ‒ и образовывали большой круг, гудящий круг, создавая определенные энергии, которые захватывали людей на улицах. Это был тихий захват, захват тишиной, это была медитация. Старухи говорили про нас: не мешайте им, они своему богу молятся. И это была уже совершенно другая концепция, другая технология. А через год, в лесу, у нас была школа состояний. Мы занимались культивацией состояний. Работали с пограничными состояниями, с вертикальными состояниями. В обычной жизни люди, как правило, переходят лишь из одного горизонтального состояния в другое.
Расскажите немного о вашей жизни.
Я сформировался в России в 60-70 годы в очень жесткой обстановке, в которой следовать идеям Штейнера, Гурджиева, Кришнамурти и других было делом очень рискованным. И на это шли люди смелые и очень талантливые. Это абсолютно не похоже на то, что происходит сейчас, когда люди платят доллар или два, попадают на какой-нибудь семинар и занимаются там глупостями. В мое время людей за поиск знаний сажали в тюрьму. Шел конфликт со средой, с обществом, с родителями ‒ это было нелегко. И потому, что это было нелегко, туда шли талантливые люди. Сегодня идут все подряд. И, в принципе, в каком-то смысле из-за ситуации в России в 1973 году я уехал в США, где прожил двадцать лет. Штаты стали для меня местом, где я не только жил, но и откуда мог ездить в разные страны мира, что я и делал. Я исходил вдоль и поперек Европу, побывал во многих местах в Азии. Все эти поездки были связаны с новыми направлениями, группами, движениями и практиками. Я побывал в разных монастырях. И на Востоке, и в Штатах, и в Европе. Где-то в середине 80-х годов произошел перелом. То, что раньше было поиском, теперь стало осознанием бесполезности какого-либо поиска. Я обнаружил рядом с собой 20-30 человек, которым я и сообщил о своем намерении прекратить всякий поиск и вместе с ними создать определенный кристалл ‒ кристаллическую структуру, которую мы назвали Артуром, по аналогии с круглым столом короля Артура. Мы никогда не сидели ни за круглым, ни за квадратным столом. Это псевдоорганизация ‒ определенный магический кристалл. Мы встречаемся по 2-3 человека, у нас есть фонд, мы встречаемся, когда нам нужно, у нас есть деньги для таких встреч. Мы ездим на Восток, на Запад. Они приезжают сюда в Россию, я езжу в Европу. Мы работаем над проектами. Одним из моих проектов является работа в России. Эта работа длится уже 6 лет. 7 лет я живу здесь, с конца 1994 года. Я много езжу по стране. Послезавтра, например, я уезжаю в Питер, оттуда я поеду в Арзамас, затем в Чебоксары, Киев, Углич. В этих городах я буду проводить то, что мы называем практикумами, потому что это практика, а не семинары. Со мной в этой поездке будут еще 5-6 человек, которые проводят свои мероприятия. Профиль широкий, начиная с медитаций и заканчивая бизнес-проектами. Будет работа со звуками, с тишиной, с колокольчиками. Сейчас моя работа и работа моих друзей находится в стадии некоторой кристаллизации. До сих пор это было спонтанно, хаотично, а теперь мы делаем попытку немножко все это формализовать ‒ это естественный процесс. Я нахожусь в постоянной работе с теми друзьями, с которыми я работаю на Западе и на Востоке. Моя семья ‒ это мои друзья. Как правило, это молодые люди, хотя есть и те, кто старше меня ‒ мне 62 года ‒ и которые считают меня своим наставником.
Какую цель Вы преследуете своей работе?
Создать кристалл, создать устойчивую ситуацию. Культивировать состояния. Человечество живет в ущербном состоянии. Каждый человек, составляющий человечество ‒ больной. Либо у него болит душа, либо у него болит печень, либо у него болит «карман». А мы работаем над культивацией состояний. Магический кристалл не может возникнуть из низких состояний. Только на определенной высоте появляются чистые грани. Терминология, которой я пользуюсь, это не моя догматика, не моя система. Сейчас я говорю этими словами, с другими людьми я использую другие слова. В этом смысле мой учитель ‒ Будда, который не создал догматики, с каждым человеком он говорил на его языке. С крестьянкой он говорил на языке крестьянки, с ученым пандидом он говорил на языке Упанишад.
Вы упомянули о горизонтальных и вертикальных состояниях. Не расскажите ли о них поподробнее?
Горизонтальные состояния описываются в буддизме как круг сансары, беличье колесо. Их у нас огромная череда. Мы переходим от грусти к нежности, от нежности к гневу, от гнева еще к чему-нибудь, к состоянию сексуального возбуждения, наслаждения, опьянения и т.д. Это все достаточно механично. Это обыденная, банальная ситуация перехода человека из одного горизонтального состояния в другое. Через пограничные состояния человек может перейти к состояниям другого качества. Но пограничных состояний обычные люди избегают всеми силами. А человек, который стремится к высшим состояниям, естественно, идет навстречу этим критическим состояниям. Они критические, потому что опасны, но они также мобилизуют огромную энергию в человеке, огромные смысловые ресурсы. Школа состояний ‒ это школа критических состояний и выхода через них на другой качественный уровень. Причем слово состояние используется мной в смысле подъема, роста состояния, а не в смысле беличьего колеса ‒ банальной смены горизонтальных состояний. Школа состояний ‒ школа качественных, а не количественных изменений. И поскольку состояние невербализуемо, я бы сказал, что истина ‒ это не фраза, это состояние. Из состояния вытекает искусство, философия, просветленная жизнь. В одном состоянии мы видим все черным и безнадежным, в другом мы видим перспективу. Многие люди, которых я встречал, вспоминали о состоянии, которое было у них один раз в жизни, в 17 лет, в 12 лет или в 25 лет, и они несут память об этом переживании до конца жизни. Для них это состояние стало центральным событием в жизни, кульминацией. Мы работаем с этим.
Для того чтобы вернуть эти переживания?
Вернуть пробуют все. Наша цель ‒ идти дальше, к экстатическим состояниям, состояниям баланса между планом социальным и планом сверхкосмическим. У меня было два наставника, очень долго и упорно учившие меня не увлекаться состояниями, которые отрывают от плана практического, сочетать трезвость, жесткость, полную причастность к плану практическому, к миру, к работе, к друзьям с высокими состояниями. Это и есть то, что я стараюсь передавать людям, с которыми общаюсь.
Беседовал Александр Южанин
Газета «Путеводная звезда», июль, 2002 год
Добавить комментарий