Переписка о современном искусстве

Аркадий Ровнер и Сергей Родыгин
toronto

Сергей, приветствую. Вот некоторые мысли для обдумывания и обсуждения.

Когда-то просвещенные князья окружали себя скульпторами, поэтами и музыкантами, которым они заказывали произведения высокого искусства. Сегодня вкусы невежественных масс, представленные политиками и коммерсантами, диктуют художественные запросы, которым следуют конформные поэты и художники. Другие заказчики – другая музыка. Создана структура, регулирующая распределение спроса и предложения на те или иные произведения искусства, на тех или иных художников, в виде отделов культуры, библиотек, магазинов, клубов, журналов, издательств, музеев и т.д., одной из важнейших функций которых является не пропустить ничего настоящего. Массам предлагается только то, что разлагается и смердит, а также специально отобранная классика, давно утратившая свою живительную силу. В случае сопротивления безраздельному диктату образцов массового искусства художников ждет замалчивание и непризнание их творчества. В случае принятия этих образцов её вырождение и творческая смерть.

Раньше восточные и западные сообщества имели внутри себя обладавшие средствами и властью просвещенные круги, заказывавшие художникам качественное искусство. Сегодня заказывает непросвещенная масса, причем она делает это через коммерческие и политические структуры, движимые соображениями выгоды и укрепления власти. Чтобы быть успешными, конъюнктурным художникам предлагается угадывать тренд, а экспертам — давать регулирующим структурам подсказку, что заказывать и что покупать.

В прошлом художник находился в конкретном традиционном пространстве, например, христианском или буддистском, сегодня же диапазон приемлемых художественных идей и средств значительно расширен, ибо рынок расширен в принципе до глобальных размеров. На глобальном рынке искусств господствуют релятивизм и безвкусица. Что мы можем в этих условиях делать?

В обстановке множественности метафизик нам с вами как художникам не на что опереться. Нет общей единой метафизики — мы опираемся то на одно, то на другое. Выйти из кризиса можно лишь опираясь на единую метафизику, то есть, воссоздав условия европейского или буддистского Средневековья. Прежде всего, воссоздав их в отдельно взятом художнике, а это едва ли возможно.

Единая метафизика будущего сегодня находится в процессе гадания и поиска, а класс просвещенных князей-заказчиков качественного искусства не думает рождаться. Очень редко и большей частью случайно у нас с вами появляются нормальные заказчики и издатели.

В лучшем случае мы получаем мелкие заказы и ничтожное или никакое вознаграждение. Чаще всего мы сами играем роль гадателей, художников, экспертов и своих собственных заказчиков – многовато для одного человека.

Будет ли когда-нибудь воссоздана иерархическая структура общества на основе новой синкретической метафизики, которая вберет в себя все многообразие классических метафизик? Я склонен думать, что все это возможно. А пока нужно четко формулировать наши понятия, чтобы для тех, кто ищет ясности, эта ясность не была недоступна.

Читать далее…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s