Переписка о современном искусстве

Аркадий Ровнер, Сергей Родыгин

david

Сергей, приветствую. Вот некоторые мысли для обдумывания и обсуждения.

Когда-то просвещенные князья окружали себя скульпторами, поэтами и музыкантами, которым они заказывали произведения высокого искусства. Сегодня вкусы невежественных масс, представленные политиками и коммерсантами, диктуют художественные запросы, которым следуют конформные поэты и художники. Другие заказчики – другая музыка. Создана структура, регулирующая распределение спроса и предложения на те или иные произведения искусства, на тех или иных художников, в виде отделов культуры, библиотек, магазинов, клубов, журналов, издательств, музеев и т.д., одной из важнейших функций которых является не пропустить ничего настоящего. Массам предлагается только то, что разлагается и смердит, а также специально отобранная классика, давно утратившая свою живительную силу. В случае сопротивления безраздельному диктату образцов массового искусства художников ждет замалчивание и непризнание их творчества. В случае принятия этих образцов её вырождение и творческая смерть.

Раньше восточные и западные сообщества имели внутри себя обладавшие средствами и властью просвещенные круги, заказывавшие художникам качественное искусство. Сегодня заказывает непросвещенная масса, причем она делает это через коммерческие и политические структуры, движимые соображениями выгоды и укрепления власти. Чтобы быть успешными, конъюнктурным художникам предлагается угадывать тренд, а экспертам — давать регулирующим структурам подсказку, что заказывать и что покупать.

В прошлом художник находился в конкретном традиционном пространстве, например, христианском или буддистском, сегодня же диапазон приемлемых художественных идей и средств значительно расширен, ибо рынок расширен в принципе до глобальных размеров. На глобальном рынке искусств господствуют релятивизм и безвкусица. Что мы можем в этих условиях делать?

В обстановке множественности метафизик нам с вами как художникам не на что опереться. Нет общей единой метафизики — мы опираемся то на одно, то на другое. Выйти из кризиса можно лишь опираясь на единую метафизику, то есть, воссоздав условия европейского или буддистского Средневековья. Прежде всего, воссоздав их в отдельно взятом художнике, а это едва ли возможно.

Единая метафизика будущего сегодня находится в процессе гадания и поиска, а класс просвещенных князей-заказчиков качественного искусства не думает рождаться. Очень редко и большей частью случайно у нас с вами появляются нормальные заказчики и издатели.

В лучшем случае мы получаем мелкие заказы и ничтожное или никакое вознаграждение. Чаще всего мы сами играем роль гадателей, художников, экспертов и своих собственных заказчиков – многовато для одного человека.

Будет ли когда-нибудь воссоздана иерархическая структура общества на основе новой синкретической метафизики, которая вберет в себя все многообразие классических метафизик? Я склонен думать, что все это возможно. А пока нужно четко формулировать наши понятия, чтобы для тех, кто ищет ясности, эта ясность не была недоступна.

Аркадий

***

Привет, Аркадий.

Во-первых, исходя из вашего концепта, добавить тут нечего. Во-вторых, я думал об этом вчера, и понял, что публика ничего не заказывает, как ничего не заказывала никогда. Искусство всегда принадлежало элите, а массы ей практически не интересовались. Конечно, им, массам, было удивительно глядеть на великие соборы, алтари и статуи, но им и в голову бы не пришло заказать статую для своего домишки или избы. И сегодня, массы редко покупают реальную живопись, особенно в не слишком богатых странах. Да и в богатых тоже интерес к искусству в основном принадлежит образованной и культурной элите.

В Европе буржуазия в период своего зарождения стала покупать картины и статуи, чтобы выглядеть культурно (Мольер), учиться музыке и прочим вещам привилегированных классов. А простой народ, основная масса, этим не интересовалась.

Вы возможно говорите о русском потребителе, которому интерес к искусству был привит во время советской власти, когда среднее образование и культурное образование стали обычным явлением. Хотя и тогда, огромная масса рабочих и крестьян тоже интересовалась искусством мало. Ну и конечно, искусство было сосредоточено в музеях крупных городов.

Так что какой рынок вы (и я) имеете ввиду? Элиту? Ну так она и сейчас предпочитает серьезное искусство. А народ?… народ безмолствует, как сказал поэт.

Сергей

***

Приветствую, Сергей.

Именно масса, «простой народ» заказывает весь тот бред, который господствует сегодня в искусстве: телевидение, фильмы, театр, чтиво, архитектура, музыка, а дилеры и издатели только формулируют то, что масса мычит. Элита же, которая предпочитает серьезное искусство, прячется в щелях (расщелинах), те же, кого вы, очевидно, зовете элитой — это ангажированная публика, пристроившаяся при так называемых властных и денежных структурах. Я с ней не дискутирую.

Аркадий

***

Привет, Аркадий.

Массовое искусство было всегда — в Греции, Египте, Риме, всегда. Кучи мастерских изготавливали тысячи копий известных статуй, ювелирных изделий и т.д. Посмотрите на греческие чернофигурные и краснофигурные вазы: они многие сделаны по шаблону, практически напечатаны или вытравлены на краске. Черные краски рельефные и орнаменты повторяются от одной к другой. Я специально ходил в ММА и изучал эти вазы. Музейные кладовые полны этого хлама. Копии знаменитых мастеров делались во все времена, существовали целые мастерские и цеха. Так что я думаю, не стоит обвинять наше время. Просто появились возможность массово тиражировать все от большого искусства до крапа. Мой друг художник говорил мне что в Китае есть куча фабрик, где молодые талантливые художники пишут копии знаменитых картин не хуже оригиналов.
Все остальное это бизнес, и художники и писатели вопили об этом со времен античности. Я уверен, что и в древнем Египте люди вроде нас тоже сетовали на эти проблемы. Были и дешевые театры, большинство пьес которых до нас не дошло. Вы же не верите, что в Греции ставили только Софокла и Аристофана. Там были сотни дешевых представлений для толпы. Как говорилось в ‘Клопе’, “сделайте нам красиво”. И делали, делали на протяжении тысяч лет. Журден не был рожден только в 17 веке. Он был всегда. Он будет всегда. Он неизбежен.

Я не знаю, что вас беспокоит так сильно. Я знаю, что толпа не станет покупать мои картины. А  те кто мог бы купить возможно интересуются другим стилем и т.д. Или просто потому что я никому не известен. Вот и все.

Ни один из моих знакомых художников не ориентируется на массу. И все же их покупают. Те кто искусство ценит. Такие люди есть, и вы их знаете. И их также мало, как было мало ценителей искусства в древности. Франциск Первый был один, Лодовико Моро другим, герцоги Мантуи и Феррары третьими и четвертыми и т.д. А кроме них были десятки тысяч горожан Флоренции, Милана, Парижа, Лондона которых Давиды и Моны Лизы не интересовали. И до сих пор не интересуют.

Поверьте мне, все эти толки о каком то ужасном состоянии искусства безосновательны. Я видел прекрасные работы, которые продаются (в мире). Я видел тех, кто подлинно ищет и находит. А то, что населяет модные галереи?… Кого они волнуют. Пусть журдены покупают свой хлам. Это их дело.

Конечно, это благородно возмущаться падением нравов и вкусов, но наше дело оставаться на своем уровне и не падать вместе с ними. А если вы хотите воспитывать вкусы масс, желаю удачи, она вам может понадобиться.


Я зову элитой сильных мира сего, не людей искусства.

***

Здравствуйте, Сергей.

Как раз об элите у нас с вами разговор.

Для меня элита это люди высоких аспираций в противоположность политическим монстрам и людям денег. В известные эпохи властители могли быть настоящей элитой как, например, Марк Аврелий и Альберт Великий. Элитой, конечно, было классическое жречество, философы досократики, средневековые рыцари и трубадуры, философы, кабалисты и чернокнижники Нового времени вроде Джамбаттиста Вико, Раймонда Луллия и Джордано Бруно, европейские масоны 17-18 веков и российские масоны 10-20-ых годов 19-го века, возводившие разрушенный храм Соломона, наконец, известные мистики, инспирировавшие идеалы 3-го Рейха.

Эрзац-искусство для масс также как и денежные мешки существовали всегда и везде, а вот хрупкие факты существования и даже господства элиты в периоды исторических Приливов – в мрачные времена, наподобие нашего, всячески заглушаются и забываются. Вот и вы подаетесь смысловому давлению и награждаете высоким званием элиты всякую мразь, которую мы с вами близко к себе не подпустим, хотя выглядит так, будто она нас к себе не пускает. Не приписывайте мне, пожалуйста, идеализацию прошлого и романтизм, лучше сами не закрывайте глаза на факты. Фактом является особый характер современного обвала, связанный с систематическим уничтожением элиты и насаждением всяческого люмпенства. Потому у искусства для масс сегодня нет альтернативы в виде высокого искусства, по крайней мене, нет в открытом доступе: в интернете, в музеях и в виде публикаций. Возможно, оно скрывается до поры до времени, прячась от разрушительного дыхания времени.

Этот пункт очень важный, не найдя общего понимания здесь, мы с вами разойдемся и во всем остальном. Терминология должна быть чистой и ясной, чтобы не искажались факты.

Ваш,

АР

***

Здравствуй, Аркадий.

Я думаю, что вы слишком обобщаете элиту в вашем понимании. И Аврелий и Альберт были власть имущей элитой в дополнение к их духовным устремлениям. Для меня существует много элит, которые иногда пересекаются. Элита в принципе это избранный круг, группа людей обладающих властью в любой области: искусстве, экономике, политике, религии, армии и т.д. И ваш духовный элитист может быть монстром похуже любого Рокфеллера (кстати, сомневаюсь в чудовищности последнего, но бог с ними). В денежной элите тоже были свои духовные и интеллектуальные таланты. Можно перейти из одной элиты в другую. Однако, главный признак любой элиты это власть, влияние (как духовное так и политическое или материальное). Есть академическая элита, есть революционная элита, есть церковная/религиозная. Я понимаю, что вы имеете ввиду, но мне кажется, что вы загребаете слишком глубоко и широко.

У каждой элиты есть свои цели, и эти цели не всегда явны, они часто держатся в секрете. Последнее, кстати, тоже признак элитарности, по крайней мере один из них.

Что вы имеете ввиду, как я понимаю, это высоких представителей более мощных веков, чей уровень вдохновения нам не понять (Ницше). Но я бы не валил в эту кучу любого приходского жреца и священника вместе с Люлли или Парменидом. Мне кажется вашу элиту надо характеризовать как группу, котороая обладает доступом к знанию и приумножает последнее.

В этом смысле для меня Леонардо и Пьетро Делла Франческа принадлежат к элите, Ван Гог и Ван Дейк, Кандинский и Сера, Матисс и Пикассо, тоже, а вот Шагал, Малевич и Поллок нет.

Мне кажется, что терминология должна быть правильной, хотя и необязательно ясной с первого взгляда. Я теперь понимаю, что вы имеете ввиду под элитой. Однако, взимопонимание может и должно быть при условии ясности подхода, а мне ваше определение элиты было неясно. Я говорил о материальной, властной, политической элите. А вы говорили о другой элите. Так что давайте уговоримся всякий раз использовать более конкретные термины. Например “жречество”, “Академия” (научная элита) и т.д. Хотя правда и это слишком расплывчато.

С

ПС. Элита, кстати, еще и ограничивает доступ в свой круг всякими средствами. А потом вдруг выясняется (при доступе), что король то голый (Безухов).

***

Сергей, приветствую.

Last remark, last but not the least. Элита находится в пограничной области влияний, достигающих человечество «с другой стороны». Об этом она свидетельствует ясно и постоянно, и только глухие и слепые этого не видят и не слышат. Остальные говорят об особой одаренности, гениальности, удачном стечении обстоятельств и других личностных свойствах этих людей. Что ж, очевидно, так оно и должно быть. Власть далеко не всегда прерогатива элиты.
Для толпы король голый, но сегодня разоблачение королей вряд ли достойная задача. И тем более, явления, столь для нас хрупкого и неуловимого. Речь идет об особом органе человечества, функционирование которого столь необходимо и важно для нас. Оставьте Безухово Безухову, а Базарово Базарову.

Ваш, Арк

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s