Тема и аннотация выступления Аркадия Ровнера в Нижнем Новгороде 24 марта
Выступление посвящено актуальным вопросам современного эзотеризма в их сопряжении с проблемами истории и культуры.
Оглянемся на недавнее прошлое, которое с Великой французской революции строилось на вере в преображение мира и человека. Отвернувшись от рухнувших утопий, сегодня мы опять ищем смысла и пытаемся эти смыслы создавать.
Наша эпоха превратила древнюю мудрость и мировые религии в набившие оскомину идеологии, ведущие к самоутрате и отгороженности от мира. Однако мы не можем отвернуться от нашей культуры, от наследия живших до нас цивилизаций, от наших учителей.
Вглядимся в приближающуюся к нам эпоху. На нашей стороне остается природа, в том числе наши внутренние ресурсы и те, кто учил нас прислушиваться к своей глубине и развивать в себе тонкое различение знаков неизбежно приближающейся к нам эпохи преображения, героики и пренебрежения к материальному успеху. Но готовы ли мы к сюрпризу?
БЛАЖЕННЫ НИЖЕГОРОДСКИЕ, ИБО ГРЯДУЩЕЕ УЗРЯТ
Вопросы к аннотации грядущего выступления А. Ровнера
Само выступление Аркадия будет, надеюсь, гораздо полнее и шире заявленной аннотации. Она слишком кратка, чтобы ее придирчиво комментировать. Ну, разве что это пригодится для грядущего выступления Аркадия о грядущей эпохе? А нижегородцы, имеющие уши, да услышат!
Насколько «актуальны вопросы современного эзотеризма (именно) в их сопряжении с проблемами истории» и грядущей эпохи?
Так что же больше интересует современный эзотеризм (в лице Аркадия)? Судя по аннотации, мифическо-историческое прошлое и мифическо-грядущее будущее интересны больше, чем внутренняя суть настоящего (что и стоит называть вечно-актуальным эзотеризмом), происходящего с человеком сегодня, каждый день его жизни? Разве не из внутренней истины настоящего можно хоть как-то представить себе былое и грядущее? Похоже, исторические и футурологические фантазии гораздо увлекательнее того, что (мы) есть в настоящем и по-настоящему, по истине, по внутренней, эзотерической сути.
«Недавнее прошлое… с Великой французской революции строилось на вере в преображение мира и человека».
Вера человека и масс играет огромную роль в истории и жизни, но все же строится ли происходящее на чьей-то вере — или Жизнь происходит, разворачивается из самой себя, изнутри-вовне, а вера людей лишь в-страивается во все происходящее? Не преувеличивается ли здесь роль веры в жизни и истории?
А с другой стороны, не преуменьшается ли эта великая вера, стремление к преображению мира и человека, которое всегда было свойственно человечеству? И что понимать под преображением?..
Преобразить мир по уму стремился еще Платон, эстафету которого подхватили утописты эпохи Возрождения и Просвещения. Французский революционный культ богини Разума стал лишь апофеозом этого стремления. Преобразить мир и человека стремились затем и германские, и русские марксисты-революционеры. «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…» и создадим «нового человека». Без насилия, однако, не обошлось. Да и человек остался старым, насильственным и неразумным. «Рухнувшая утопия»?.. А сейчас утопии усовершенствования человека и общества оживают в концепциях трансгуманистов с их идеями нейросетей и киборгов постчеловечества.
Вера в Пре-ображение человека имеет и другой, духовный, религиозно-мистический смысл, как восстановление образа Божия, обожение-теозис в христианстве, трансмутация в алхимии, трансфигурация у розенкрейцеров, трансформация в йоге, даосизме и суфизме, освобождение, пробуждение и просветление в (дзэн) буддизме, (адвайта) веданте и др. эзотерических традициях.
Внутреннее преображение сознания преображает и внешний мир в смысле его видения как совершенного, а также спонтанного действия человека в мире, поскольку оно необходимо. Не эта ли «древняя мудрость» (не путать с мировыми религиями) превратилась в «набившие оскомину идеологии»? Но если духовное преображение тоже утопия, тогда от эзотеризма, как древнего, так и современного, ничего не остается.
Нет, слава богу, Аркадий, кажется, так не думает. Сквозь свой магический кристалл он уж (не)ясно различал «знаки неизбежно приближающейся к нам эпохи преображения, героики и пренебрежения к материальному успеху». Но разве наше время не является такой эпохой, когда требуется героическое противостояние, пренебрежение культом успеха, а преображение, пробуждение все же возможно?..
Мой друг Валерий С. тоже считает это Зовом Грядущего (аттрактором Бога-Омеги, как у Тейяра де Шардена), откладывая преображение и просветление человечества на далекое светлое будущее. На мой взгляд, это уже не очень героическая — а избегающая, эскапистская проекция на будущее — внутреннего Зова нашей истинной, божественной природы, рвущейся из нас на свободу.
И если мы в настоящем не готовы к этому чудесному, эзотерическому сюрпризу, будущее, может (уже этой ночью), уготовит и преподнесет нам совсем другие, эКзотерические сюрпризы.
АзБука Ал-др & Виктор
Визионерские прозрения грядущего — занятие, конечно, сугубо эзотерическое.
Разговоры же о времени, об эпохах, о горизонтали былого-современного-грядущего не лучшая почва, не лучший настрой для вневременной вертикали эзотерического преображения-пробуждения, возможного только в вечно Настоящем. Там, где много разговоров о светлом будущем, про-светления не жди.
А впрочем, почему бы грядущей эпохе преображения и пробуждения не начаться в отдельно взятом районе, в Нижнем (где живет немало и милых моему сердцу адвайтистов)?
Так или иначе, желаю Вам, Аркадий, удачной поездки и интересного общения с нижегородцами на всякие эзотерические темы, и только приятных сюрпризов!
Забыл подписаться: Искренне Ваш Ал-др Б.
Буддисты иногда описывают Настоящее (дхарму) как путника, встретившего трех разбойников. Один его поймал, второй держит, а третий убивает. Нет никакого Вечного Настоящего, как нет решенной раз и навсегда загадки жизни. Настоящее упруго перетекает в Прошлое и Будущее, а каждый их нас вливается в Поток и выплескивается из нее. Будущее не светлое и не темное, оно нами свидетельствуется и нами творится, оно в нас, нужно его только разглядеть и создать. Все в Потоке, и мы с вами — тоже Поток, вернее, два симпатических Потока, то пропадающих, то всплывающих на поверхность.Спасибо за развернутый комментарии и вложенный в них заряд.