Аркадий Ровнер «Богопознание у Евагрия Понтийского»

Провинциальный городок Ибора, где в 345 году родился Евагрий, был расположен в нескольких милях от семейного поместил Василия, еще при жизни названного Великим. Влияние Василия было исключительным и на его ближайшего друга Григория Назианзина, и на брата Григория Нисского, и на Евагрия, юность которого совпала с акмэ трех великих Каппадокийцев. Страх Божий рождает афатею, последняя рождает любовь – агапе. Когда афатея устанавливается прочно, в человеке начинает доминировать «естественное» созерцание. Из созерцания человек узнает об атрибутах Бога – «видение мира как он изволен и создан Богом», – но не о его природе. Евагрий пишет о двух видах созерцания: низшем – созерцании природы, видимого мира, «книги, написанной Духом», и высшем – созерцании Святой Троицы («гнозисе»). Второе порождает знание сущностное, но не сущности Бога. Бога можно знать по его присутствию, а не в его качествах. Но и к такому знанию человек может только стремиться — получит он его или нет, зависит не от него. «Царство Божие есть ведение Пресвятой Троицы» (или «гнозис»), – пишет Евагрий, понимая это состояние как высший покой, молчание, недвижимость ума. В этом состоянии нет подъемов и спусков, нет образов и дискурсий – это чистая молитва или молитвенность души, при которой душа озаряется единым Троичным светом. Евагрий никогда не описывает природы сущностного знания, указывая только на световые феномены, возникающие в высшем созерцании: приход Бога возвещается световым сиянием в душе. Душа становится местом видения, но не Бога, а того, что сообщает ей о присутствии Бога. Видеть можно только «место Бога». Знание мира невидимого преображает тело и душу. Человек словно рождается заново. Евагрий описывает это состояние как «малое воскресение», подготовляющее общее воскресение. Человек, по Евагрию, не разумное животное, а существо, созданное для единения с Богом в любящем знании. Это метафизическое утверждение, а не духовно инспиративное. «Поспеши изменить свой облик в сходство с архетипом», – такова цель жизни. II. Космология Евагрия начинается с единой Генады – нераздельного интегрального целого, чистого интеллекта по своей природе, – сотворенной Перво-Генадой. По причине небрежения эти два начала распались, лишились первоначального состояния взаимного тождества, в основе которого лежало единство цели и действия — простое бесконечное созерцание Бога – Перво-Генады. Первоначальное единство с Богом было не метафизическим, но нравственным, ибо оно допускало возможность отпадения через моральную вину. Однако это отпадение имело метафизические последствия, ибо привело ко второму творению. Отпадение произвело сдвиг (кеносис). Ответом Бога было наказание (кросис). Это отпадение явилось не просто естественным результатом небрежения, но свободным решением Бога, а следовательно, творение является не просто сниженной формой Божественной сущности. Здесь Евагрий оказывается противником неоплатонической концепции эманаций. Результатом наказания и явилось второе творение. Таково происхождение космоса, управляемого Богом-Творцом, в этом своем аспекте известном как Провидение. Творение имеет по Евагрию позитивную ценность и по природе своей благо. Место на онтологической шкале определяется мерой забвения Бога, а следовательно, – виной. Судьба индивидуальных духов зависит от степени их вины, и они воплощаются в тела соответственно более или менее материальные, темные и плотные. Ангелы образуют часть этого космоса, у них тоже есть тела – из огня. Они легки, утонченны и сравнительно не обременены плотностью материи. Пороки и страсти уплотняют тела. Люди занимают среднее место среди падших интеллектов, их тела из праха земли. Демоны занимают нижний виток лестницы. Их тела наиболее темные, погружены в материю, уплотнены ненавистью, злом, лишены света. Они состоят из воздуха, который лишен света, холоден и черен. В творении создаются не только тела, но и души. Они также участвуют в падении. Чистый интеллект становится душой, в различной степени связанной с телом. Характеристикой души является страстность: псюхе – это скопище страстей. У ангелов преобладает интеллект, у людей и демонов – душа со страстями: у человека – чувственность, у демонов – раздражение. Такова модель второго творения и иерархия разумных тварей после кеносиса. Первоначально чистые интеллекты в результате второго творения обретают тела, а вместе с ними и места обитания, соответствующие этим телам. Ангельские твари с телами из огня поселились в предназначенном для них месте, демоны – в своем. Среда обитания соответствует качествам каждого из родов интеллекта. Второе творение явилось, согласно Евагрию, не только наказанием, но и актом милости. Не будь материального мира и телесной субстанции эти твари не могли бы достичь освобождения от греха и остались бы в забвении Бога, которое есть причина зла в тварях. Зло вылечивается в созерцании, соответствующем природе твари, утратившей первоначальное интуитивное знание Бога, тем не менее, снабженной тем видом и той мерой знания, которые соответствуют её типу и месту на космической лестнице. Так, злой человек обладает рудиментарной формой созерцания, которая открывает для него только ничтожное понимание значения вещей. С другой стороны, ангельское знание – это высшее естественное созерцание. Люди, практикующие молитву и аскезу, обладают вторичным естественным созерцанием. Однако выше обоих является исходная форма созерцания, которую Евагрий называет сущностным созерцанием и которая достигается тварями, целиком очистившимися от страстей и от всех образов и представлений, способных помешать этой экзальтированно-высокой форме познания. Где бы ни было помещено существо на шкале жизни, его долг – подниматься вверх по ступеням, пока оно не вернется к первоначальному состоянию. Человек через молитву и аскетизм стремится к ангельскому состоянию. Переходя от одной формы знания к другой, человек принимает ту телесную форму, которая отвечает его новому состоянию и, соответственно, его новому телу. Индивидуальное место и состояние определяются не природой рационального существа (природа у всех та же – чистый интеллект), а формой созерцания. Путь ведет к единству с Богом и к утраченному исходному знанию. Долг всех тварей – стремиться к Богу, хотя не исключается возможность удаления от Бога в результате небрежения. Продвижению к Богу способствует как Божья благодать, так и помощь, получаемая от чистейших духов. Ангелы, озабоченные человеческим спасением, могут спускаться на низшие ступени иерархии с тем, чтобы приблизиться к человеку, инспирировать, просвещать, руководить его движением. Одним из таких высших интеллектов, спустившихся вниз с целью помощи павшим душам, был Христос. Вовсе не деградировав, этот интеллект остался в состоянии созерцания и обладания сущностным знанием, т. е. в единстве с Богом. Принадлежа Слову Божию, он тем самым был сам Бог. Второе творение и было делом этого интеллекта. Многообразная мудрость, которой было осуществлено второе творение, дала рациональным тварям возможность размышления об их подлинной природе, ведущей к знанию Бога. Воплощение было ступенью на пути спасения. В этом милосердие Христа, который сознательно спускается в низшие сферы, чтобы помочь людям. Однако это было лишь фазой искупления. Будет вторая фаза – «седьмой день» – эсхатологический период, который проявится в господстве Христа над всеми разумными тварями. Демоны также подпадают под его власть, ибо и им придется пройти ступени очищения и достичь чистоты сердца. Когда все твари достигнут ступени ангельской чистоты и обретут духовное тело огня, тогда закончится первый эсхатологический период и появится возможность для второго эсхатологического периода – «восьмого дня творения». «Восьмой день» будет означать конец царства Христова, когда все разумные существа вернутся к первоначальному единству с Богом, став тождественными Христу. Все второе творение будет упразднено, включая все тварные формы. Исчезнет материя и все её необходимые последствия: различие, множественность и число. Первоначальная исходная Генада будет восстановлена. Завершится великий космический цикл, и мир вернется к своему исходу, к единству. III. Из влияний, испытанных Евагрием, помимо Каппадокийцев, следует указать двух Макариев – Египетского и Александрийского – и Оригена, последнего особенно. Космизм Оригена, теория пресуществования обладающих свободным выбором разумных сущностей и облачения человека в «кожаные одежды» плоти в результате отпадения – эти идеи, почти не трансформированные, легли в учение Евагрия. У обоих Макариев Евагрий перенял их «демонологию» и учение о восхождении души. Каппадокийцы дали ему идею динамической бесконечности приближения к полноте Божественной жизни, которая выражена в тайне Троичности. Влияние самого Евагрия необычайно широко. Благодаря переводам Руфина и Геннадия, а также энтузиазму учеников Иоанна Касьяна и Палладия, он стал известен в Сирии, в Армении, в Палестине, на всем латинском Западе. Осужденные на Пятом Соборе за оригенизм труды Евагрия приписывали другим авторам (св. Нилу) и продолжали читать и переписывать. Через Иоанна Касьяна идеи Евагрия были восприняты св. Бенедиктом и затем Систерскими братьями. Псевдо-Дионисий Ареопагит заимствовал у Евагрия важнейшие части своей теологии. В Византии евагриева концепция духовной жизни решительно повлияла на Максима Исповедника, Григория Синаита и Григория Паламу. Паламиты Никодим и Макарий включили сто глав «Практики» Евагрия в составленное ими собрание писаний Восточных отцов «Филокалию» – «Добротолюбие» – одну из наиболее читаемых сейчас книг. В современных религиозных исканиях учение Евагрия с его атмосферой напряженного творческого Богопознания звучит особенно актуально. Статья была опубликована в Журнале Гнозис № 1, 1978, стр. 52-58 и в книге «Зов грядущей эпохи. Крах цивилизации недочеловека», издательство Амрита-Русь, 2019

Аркадий Ровнер «Богопознание у Евагрия Понтийского»: Один комментарий

Добавьте свой

  1. Какая сложная метафизика, однако, была у Евагрия Понтийского (и как толково ее подает Аркадий)! Слишком сложная для христианства. И не только по этой причине, надо думать, отвергнута Соборами как ересь, как и учение Оригена и др.

    В первой строке второго абзаца вкралась опечатка:
    «Страх Божий рождает афатею, последняя рождает любовь – агате».
    Не «агате», конечно, а агапе. Это такая жертвенная разновидность любви у древних греков, которая оказалась ближе всего христианскому пониманию духовной любви.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Веб-сайт WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: