Сегодня мы поговорим о передаче светильника. Вдумаемся в эти слова. Начнем со слова «светильник». Светильник в данном контексте означает инструмент трансформации. Трансформация связана с неким изменением качества и может быть описана как переход из трехмерности в четырехмерность. В конечном счете, трансформация является главным смыслом всех мировых традиций.
Для передачи этого значения разные традиции пользуются специфическими понятиями: «пробуждение», «воскресение», «спасение», «освобождение», «реализация» и так далее. Для раскрытия этой идеи разные традиции пользуются также различными метафорами. Напомню вам несколько метафор: у иудеев – это скиния и Ковчег Завета. Классический ведический образ – это карета, где лошадь, кучер, ездок и сама карета составляют части или аспекты трансформационного инструмента. В буддизме имеется метафора лодки или парома, которые перевозят человека с берега сансары на берег нирваны, и это тоже трансформационный инструмент. Менее очевидны, может быть, такие два понятия как халва и Царствие Небесное. Я еще раз хочу напомнить вам жалобу Ходжи Насреддина, что он никогда в жизни не мог поесть халвы, потому что у него не хватало то меда, то орехов, то муки, то еще чего-то, а когда вместе собирались все необходимые компоненты, не было его самого. То есть, для создания инструмента трансформации недостаточно иметь полный набор всех необходимых компонентов – нужно еще соответствующее присутствие духовно бодрствующего субъекта.
Обратите внимание, что метафора халвы отличается от метафоры кареты, лодки и парома – в халве есть добавочный элемент подкрепления – ее вкус, ее сладость. Это же подчеркивается метафорой Царствия Небесного. Христианство – это учение о Царствии Небесном, и оно все заключается в короткой формуле: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!»
Царствие Небесное – это метафора, которую Иисус попробовал раскрыть в сорока притчах. Естественно, не раскрыл, естественно, не исчерпал, потому что нельзя исчерпать смысла метафоры. Она глубже, чем любое поучение и любая притча. Царствие Небесное – это некий агрегат, который «приблизился», и поэтому надо «покаяться», то есть совершить некое радикальное действие, связанное с трансформацией, что-то вроде троллейбуса, который подошел, и пока он здесь, пока дверца не захлопнулась, надо в этот троллейбус быстро вскочить, – надо «покаяться», то есть отказаться от старого себя и стать новым, уже сидящим в троллейбусе. «Приблизилось», но ведь может и удалиться, поэтому надо быстро решиться. Это не догматически-схоластические «красивости», а очень конкретный, жесткий толчок в спину: «Иди или оставайся, не путайся под ногами». Аналогичные вещи говорил Гурджиев: «Вам нужны сапоги, у меня есть кожа, вы должны уговорить меня продать вам эту кожу, хорошо мне заплатить и самим сшить себе сапоги». Здесь вводится еще одна метафора «сапоги».
Итак, перед нами целый набор метафор. Можно было бы привести еще больше трансформационных метафор. И такой же трансформационной метафорой является «светильник».
Заметили ли вы, как много светильников можно найти в Библии и Новом Завете? Вспомните хотя бы нерадивых дев из Иисусовой притчи, которые не позаботились о масле для своих светильников и в результате упустили жениха. Вспомните как Ангел из Апокалипсиса грозил Ефесской церкви наказать ее за грехи: «сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (2, 5). А вот что говорится в Евангелии от Луки: «Да будут чресла твои препоясаны, а светильники горящи» (12, 35). А об Иисусе апостол Иоанн пишет: «Он был светильник горящий и светящий” (5, 35), и апостол Петр тоже называет Иисуса светильником, светящим в темном месте (2 Петр 1, 19).
Давайте посмотрим на светильник. Самый простой светильник – это банка, в ней масло, из нее торчит фитиль. Может быть, там сверху есть еще стекло. Светильник может быть без масла, фитиль может не достигать уровня масла или быть не погруженным в него, тогда он сухой и быстро сгорает, или, наоборот, фитиль может быть перенасыщен маслом, и тогда он дымит, – короче говоря, светильник надо построить, и его надо держать в хорошем состоянии. Это инструмент, и как любой инструмент, его можно передавать.
Почему говорится о передаче светильника, а не о передаче знаний, технологий, методик? Да нет же, передача светильника как раз может и быть передачей знаний. Из поколения в поколение может передаваться определенный набор знаний или методик, или определенная эмблема, или социальная структура, например, сангха или церковь, или еще что-то. Это и есть светильник, но чаще всего это светильник незажженный. Оказывается, светильнику еще нужны огонь и свет. Значит, передача светильника и передача света – это не одно и то же. В традиции известны случаи, когда в течение многих поколений передавался незажженный светильник, а потом он вдруг вспыхивал. Поэтому большей ценностью обладает передача горящего светильника.
Пора обратиться к теме второй части моего выступления, к современному миру. Что такое современный мир? Это мир в эпоху, которая началась где-то между Первой и Второй мировыми войнами. Вторая мировая война окончательно сокрушает старый мир, и от него ничего не остается. Обрушивается вся духовно-нравственная пирамида традиционного общества, вернее, того, что от него еще сохранилось. Я не знаю, как для вас, для меня одной из меток водораздела являются слуги. Пока были слуги, и пока интеллигентный человек был избавлен от тысячи вмененных ему сейчас забот и мелочей, был старый мир, а потом слуги исчезли, и каждый стал своим собственным дворником, кухаркой и горничной, тем самым отняв работу тех, кто мог бы хорошо и естественно выполнять эти обязанности. Конечно, слуги сейчас есть у номенклатуры, как бы это явление ни называлось, но у интеллигентных людей слуг нет. Это – метка нашего времени, но метка говорящая.
Итак, светильник – это атрибут традиционного мира. А новый мир – то, что мы называем массовым, постиндустриальным, потребительским или информационным обществом, – весьма далек от традиционных устоев. Важно даже не то, как мы это называем, а некое новое качество этого мира. Мы по-прежнему говорим: «социализм», «коммунизм», «капитализм». Однако новое общество этими словами уже не описывается. Это – магическое общество, магический строй. Что такое магический строй? Это строй, основанный на тотальном контроле глобальных магов. И здесь нет никакой демократии, равенства возможностей и либерализма. Есть беспощадная борьба магов за пранические кормушки. Магизм как система в чистом виде становится возможен только тогда, когда окончательно обрушивается социальная и культурная пирамида, то есть, когда отмирают традиционные корни. Новые социальные структуры и механизмы строятся на системе тотального соко-, пото-, душе- и умовыжимания. Магизм как социальная система неисправим, нереформируем, он запечатан, заклят. Традиционный мир, по Рене Генону, это мир, где иерархия социальная и иерархия духовная связаны, переплетены, и, поднимаясь вверх по социальной иерархии, ты растешь и в своем духовном состоянии и наоборот, – это и духовный, и нравственный, и интеллектуальный, и эстетический рост. Что касается магического строя, то здесь происходит полное отчуждение энергии, праны, денег, жизни и души, – они выбираются у человека ради прибыли – магического чистогана. Жадность, алчность, беспощадность являются единственным законом магического строя. Либеральничанье, сентиментальничанье, двоедушие, лукавство и лицемерный пафос – все это оставляется парламентам, телевидению, церкви, синагоге и мечети. В этом новом мире религии эксплуатируют слащавый образ древней традиционной духовности, а мистические движения – альтернативный суррогат того же. Людей с ясным различением тошнит от политики, религии и массового мистицизма.
Кто из вас знает о тибетском ритуале тшед? Это когда люди отправляются на кладбище или в другое страшное место, проводят ночь с трупами, привидениями и тому подобным. Они учатся простой вещи: им на опыте становится понятным, что потусторонний мир – это не сладкий иконописный Иисус, это не смазливые ангелы, и это не ужасные демоны в клубах дыма – потусторонний мир вообще не описуем в наших понятиях. И задача этого ритуала – дать человеку понимание ограниченности его прижизненных возможностей познания духовных миров; понимание, что тот же самый ангел – он и демон возмездия, что то же добро – оно и наказание, что тот же ужас – он и красота, что один и тот же огонь согревает праведников и жжет беспощадно грешников. Духовный мир – по ту сторону добра и зла.
Добро и зло возникли тогда, когда Адам и Ева съели злополучное яблоко и тем самым их – добро и зло – породили. Что было до того, что такое райское состояние – об этом прекрасно написано у Чжуан-цзы. Вы помните, что он говорит о совершенном человеке? Я прочту несколько строк, чтобы напомнить вам о том, ради чего вообще нужен светильник. Кого же называют настоящим человеком?9 «Настоящий человек древности не шел против малого, не хвалился подвигами, не входил в число мужей, представляющих замыслы. Ошибаясь, не раскаивался, а поступив правильно, не впадал в самодовольство. Такой человек мог подняться на вершину и не устрашиться, войти в воду и не промокнуть».
И еще пару строк. «Настоящий человек древности не ведал любви к жизни, не ведал страха перед смертью, входя в жизнь – не радовался, уходя из жизни – не противился, равнодушно приходил, равнодушно возвращался. У такого – сердце в покое, выражение лица неизменно, лоб высок и ясен, прохлада исходит от него, точно от осени, тепло – точно от весны» и так далее. Настоящий человек – это тот самый преображенный человек, который реально живет в большом трансперсональном космосе. Мы же пробуем здесь при помощи картин, хоралов и метафор представить себе духовный мир и при этом таким, каким нам удобно его представлять. В этом сегодняшнем отнюдь не эгалитарном мире и в помине нет равенства, а неравенство является нормой, законом, принципом, в этом мире перевернутого неравенства, сакральное оказывается не наверху, как, например, в классической Индии, а внизу, растоптанным и профанированным. В России оно было растоптано в годы войн, революций и репрессий, оно еще более растоптано и опоганено сегодня социальными технологиями и коммерциализмом. В современном магическом мире Россия занимает особое пространство. Современная Россия – это пространство аморфное, несбалансированное, неуравновешенное и социально задавленное. И в этом пространстве мы видим альтернативу либо тирании, либо смуты. Сегодня мы переживаем смутное время, и нас все больше и больше клонит к тирании. Мы как будто не можем жить посредине, не можем найти устойчивого гармонического равновесия. Конечно, были в России такие серединные моменты, но они длились недолго, иногда два-три года, иногда – побольше.
Но давайте посмотрим на нашу историю, начиная от варягов, которых пригласили древляне, поляне и кривичи и которым они сказали: «Порядка у нас нет, идите и володейте нами». И варяги пришли и начали закручивать гайки. Вспомним Ивана Грозного с его опричниной, Петра с его безумной бюрократией, которая должна была сковать Россию – ничего у него не получилось, Екатерину, которая пробовала сбалансировать аристократию и бюрократию, двухсотлетний период царствования Романовых, который был очень сложным, много было хорошего и плохого. Так или иначе, покоя не было. Ни у Пушкина, ни у Державина, ни у Лермонтова, ни у Достоевского, ни у Толстого, который бежал в 80 лет сам от себя неизвестно куда, – ни у кого покоя не было. И потом начинается темный двадцатый век с Лениным, Сталиным и прочими дикими властителями. В этой ситуации смутного времени и тирании, в которой мы постоянно находимся, перманентным остается ощущение бесперспективности и острая потребность в направлении, в свете. Посмотрите на цепочку харизматических лидеров, пассионариев, таких как Блаватская, Рерихи, Гурджиев, Г.О.М., ряд других. Посмотрите – они все приходят откуда-то. Блаватская приходит с Гималаев, Гурджиев является с Востока, Г.О.М. за основание своих построений берет иудейскую каббалу и арканы Таро, то есть, опять-таки, приходят мистические варяги и приносят светильники. Это тоже магизм, но иного качества, магизм света, магизм помощи.
Это сочетание привнесенного извне магизма и внутренней аморфности России делает Россию и нас жертвой очень многих нелепостей и ставит нас в особенное страдательное положение. И никакими психотехнологиями, а тем более никакими социальными теориями и философскими системами это положение не изменить. Это я понял для себя давно, и та работа, которую я провожу последние годы, носит внеидеологический и внетехнологический характер. И хотя я пользуюсь элементами различных учений и методиками тренингов, однако пользуюсь ими в условном и закавыченном смысле. Я говорю: «Да, мы работаем с мантрами, самонаблюдением, самопогружением и культивацией состояний. Но это все ведет к построению пространства, в котором каждый может преодолеть инерцию и поставить свою собственную задачу».
Что же, собственно говоря, я пробую делать? Что может быть сделано в ситуации, преобладающими характеристиками которой является чередование смуты и тирании? Может быть создана матрица гармонического равновесия, высвечена смысловая перспектива. Может быть либо построен перманентный светильник, и где-то он может подхватить огонек, от какой-то спички, зажигалки, какого-то другого светильника, но может быть передан и незажженный светильник. Можно передать лампу, но можно помочь смастерить лампу. Для нашего магического времени (в российском преломлении) я считаю бесполезными все философские и идеологические системы. Я считаю их бесполезными, если за ними нет создания и передачи светильника. А передача светильника оказывается зависимой от целого ряда вещей.
Во-первых, надо иметь светильник, чтобы его передать, надо иметь огонек в этом светильнике для того, чтобы это был не просто инструмент трансформации, но еще и халва, ибо подкрепление и награда есть уже в самом процессе работы в этом направлении. Во-вторых, надо иметь кого научить строить и кому передать светильник. И, как правило, за последние две тысячи лет ситуация оказывается всегда одной и той же, когда учителей много, а учеников мало, а то и вообще нет. Действительно, в России сейчас есть, с одной стороны, незажженные светильники, то есть очень хорошие технологии, очень опытные люди, очень хорошие системы, которые передают знания. Может быть, через три года, через пять, через сто лет вспыхнет и огонек, и лампа обретет смысл. Опять же в России сейчас есть люди, которые несут огонек, но светильника у них нет. Вот несет человек горящую спичку, обжигается и ищет, кому бы передать эту спичку, и сгорает спичка, и сгорает человек, и теряется огонек. Сколько друзей моих потеряло огонек и потеряло себя – передать было некому. А некому передать, потому что передача светильника может происходить в ситуации культивирования душ. Еще в 30-е, в 60-е годы нашего века в России были круги, где происходила культивация душ. Были художники, к которым приходили мальчики и девочки и выходили от этих художников, поэтов, мистиков, философов – уже готовые для получения светильника.
Сейчас время рынка. Все теряет свою аутентичность, становится массовым продуктом, товаром для магических денег. Без стабильности внимания и усилий нет и не может быть подлинного роста. Магический строй создает беспрецедентное по силе противостояние подлинным ценностям. Однако сегодня еще живут совершенно фантастические люди, о которых никто не знает и к которым никто не приходит, а мальчики и девочки занимаются карьерой или бизнесом, смотрят телевизор, растрачивают то золото, которое нуждается в обработке и культивации. Почему это происходит? По причине тотального помрачения душ глобальными магами. Из душ выбивается метафизическая подлинность, души забиваются хламом.
Как это происходит? Представьте себе человека, получающего авансом переживание, выводящее его в пространство сакрального. Происходит «авансное» пробуждение, описанное у Гурджиева в его «теории будильников». И дальше человек пробует вернуть себе это состояние, снова его пережить, сделать его стабильным. Вот этой первой встречи с самим собой в большинстве случаев сегодня как раз не происходит. Не происходит этого чудесного спонтанного трансперсонального открытия, которое является залогом возможностей будущего развития человека. Этого не происходит, потому что сегодня необычайно редко происходит культивация этого странного, неописуемого, невероятного состояния полупробужденности.
То, чем мы сейчас занимаемся, очень трудно укладывается в готовые формы и понятия. Это не проповедь и не лекция по психологии. И это явно не философский дискурс. Я никогда не занимался индукцией, дедукцией, доказательствами, теориями. Это – медитация на тему «Передача светильника в современной России». Вы заметили, как между нами мелькнула невообразимая, невербализуемая, неформализуемая вещь – горящий светильник, инструмент трансформации?
Вопрос: Скажите, пожалуйста, что может стать этим самым светильником, о котором Вы говорили? Магов – пруд пруди, а вот светильник, что это такое, например, в данной ситуации?
А.Р.: В ситуации двухтысячелетней давности в Иудее – это был Иисус и двенадцать апостолов. Они вместе – 13 человек – образовали такой светильник. В ситуации двух с половиной тысяч лет назад – это была первая сангха Будды. Светильником может стать один человек, хотя у одного человека меньше шансов получить, удержать, сохранить, передать огонек дальше. Глобализм сегодняшнего мира, беспощадность социума, магизм, обрушиваемый на нас через средства массовой коммуникации – все это обладает сегодня инерционной властью, и один человек не может устоять против такого потока. Нужно, чтобы было два человека, шесть, двенадцать человек – нужно объединять энергию, нужна экспедиция, которая пойдет против течения, против гравитации. Как раз идея такой экспедиции и развивается в моей книге «Веселые сумасшедшие«. Нужно либо самому на свой страх и риск эту экспедицию инициировать и привлечь, увлечь спутников, либо присоединиться к существующей экспедиции и честно подчиниться правилам, которые назначит тот, кто эту экспедицию инициирует. Готовые системы с суффиксом «изм» – суфизм, иудаизм, индуизм, буддизм и прочее, будучи складами старых светильников – могут дать элементы для новых светильников. Я не знаю, ответил ли я на ваш вопрос.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к вопросу экономической безопасности? Я беседовал с мастерами, с людьми на Западе, и они говорят, что последние 25 лет идет экспансия «дикого» капитализма, включая Европу. У отдельного человека уже просто нет сил. Как Вы считаете, что нужно делать в этой ситуации?
А.Р.: Экономическая безопасность, security – это вещь недостижимая. Возможно временное балансирование. И к этому балансированию нужно стремиться для того, чтобы не быть высосанным, как устрица, глобальными магами. То, что вы называете «диким» капитализмом, я называю магизмом и глобализмом, потому что плюс к экономическому высасыванию сегодня происходит психологическое опустошение, создан глобальный механизм перекачивания энергии. Корпорации, правительства и телевизионные шакалы – это игроки, которые балансируют активы и меняют правила игр. Это страшная по своей обнаженности и тотальности ситуация, и, естественно, здесь нужно индивидуальное творчество, здесь нужно самостоятельно решить вопрос энергетического балансирования и избежать гибели. Вы переходите улицу, где снует много машин, они хотят вас раздавить, но вы хотите пронырнуть и не попасть под машину. Это становится все труднее и труднее в современном мире. И я думаю, что экспедиция, о которой говорил я сейчас, экспедиция, связанная с созданием или передачей светильника, должна решить вопрос энергетического балансирования. Энергетическое (в том числе и экономическое) балансирование должно быть одной из задач экспедиции.
Вопрос: Нас двое друзей, и мы внимательны к сохранению внутреннего и внешнего равновесия. Что нам нужно еще?
А.Р.: Я очень рад, что два человека ухватились за спасательный круг и держатся на поверхности, и я надеюсь, что они перейдут от пассивной тактики к активной и начнут грести против течения.
Аркадий Ровнер и сам был ярким светочем, и передавал светильник и в 90-е, и в 2000-е…
Жаль, что не указана дата этого выступления, раз речь идет о «современности». Ведь то, что было верно в 1995-ом, не совсем справедливо для 2015-го. «За двадцать лет в России меняется многое, — как сказал Столыпин,.. — а за двести лет — ничего».
Однако, и в темные, глухие времена духовного запустения, делаются попытки не только передачи тлеющего светильника из рук в руки, но и с небес не раз уже бьет молния и зажигает новые светочи и в Индии, и в Азии, и на Западе, и в России! (Имеющий интернет да услышит.) А без благодати Духа, веющего где хочет, людям и передавать друг другу было бы нечего.
С благодарностью Аркадию и всем светочам, АБ
25 дек. 2021
Опечаток не заметно. В 3-й строке 12-го абзаца упомянут Чжуан-цзы, у Аркадия — Чжуан-цзе. Так писали во времена Толстого. В современном написании — Чжуан-цзы.