А. Ровнер «Война знаков и символов»

1

Что такое символ, в чем его функция и каково происхождение?

Есть старая суфийская легенда, отвечающая на эти непростые вопросы. Давным-давно на исчезнувшем материке существовало совершенное общество. Люди в нем жили в радостном взаимодействии друг с другом и с миром. Они не знали страхов, неопределенности и неустойчивости, свойственных нашей жизни. Но мудрецы этой страны узнали, что через какое-то время их материк скроется под водами океана, и разработали план переселения на острова, которые отдаленно напоминали их страну. Из-за сурового климата на этих островах и мучительности привыкания к новым условиям те, кто перебрались туда, претерпели немалые испытания. В конце концов они приспособились к примитивным условиям их нового обитания, но их восприятие и понятия огрубели.

Чтобы смягчить боль, которую им приносило сравнение между старыми и новыми условиями жизни, мудрецы помогли им забыть о своем счастливом прошлом. О нем остались лишь смутные воспоминания только у тех очень немногих, кто жил мечтами о возвращении в потерянный рай. Те, кто упорно не хотел забыть счастливую страну своего прошлого, могли восстанавливать утраченный мир, воскрешая образы и идеи, забытые большинством обитателей островов. Однако каждый раз, когда визионеры рассказывали своим согражданам о том, что было открыто их внутреннему видению, те интерпретировали их слова в плане своего огрубленного опыта и языка, и смысл сообщения ускользал.

Тогда ясновидящие стали образовывать сообщества знающих и обучать своему необычному искусству людей одаренных, способных тонко и глубоко чувствовать и понимать. Благодаря этому искусству они стали проникать в заповедную страну, где все предметы – символы: многомерные, сверкающие, наполненные глубоким смыслом и жизнью.

Искусство, которым владели мудрецы – это искусство символического постижения реальности, требует от человека особой искушенности и особых качеств, которые были даны лишь очень немногим. Остальные, ревнуя к их мудрости, стали копировать их идеи и методы. Результатом было появление множества метафор, аллегорий и эмблем, напоминающих живые символы, как абстрактный чертеж напоминает реальный дом, но в него нельзя войти и укрыться от непогоды.

Остров, описанный в суфийской легенде, – это, безусловно, современный мир, который либо резко отвергает самую возможность опыта, более высокого и совершенного, либо втискивает его в примитивные формы готовых знаков, эмблем и аллегорий, в которых этот опыт теряет свою многомерность и искажается, превращаясь в утилитарную систему социально-функциональных знаков и жестов. Социальные коммуникации, предназначенные обеспечивать адекватное функционирование общественных, политических, культурных и прочих механизмов воздействия, выступают массированным фронтом против знания, сохраненного в символах, забивая мощным потоком недифференцированной информации те важнейшие стороны нашего существования, которые связаны с интеллектуальной интуицией, профетическими видениями, творческим воображением, эвристической деятельностью, снами, т.е. нашими подлинно человеческими, а не механическими машинными функциями. Однако существует сфера, в которой символы, еще не до конца утратившие свою харизму, хотя и редуцированные до аллегорий и эмблем, превращаются в средство социального манипулирования и формирования человека толпы. Об этой функции социальных коммуникаций было некогда верно сказано: «Рука, управляющая прессой, радио, телевидением и многотиражным журналом, управляет страной». Любой тоталитарный строй, будь то капиталистический – во всех его известных нам разновидностях прошлого и настоящего – или коммунистический, дает нам наглядную иллюстрацию работы манипуляционных механизмов, но также демонстрирует «атопичность», неуловимость, незафиксированность подлинных символов в ловушках социальных лабиринтов.

2

Символ – это элемент живого сакрального мифа и неизбежная ступень к мифу. Переворачивая топографию суфийской легенды, скажем, что символ – это загадочный остров, а миф – это архипелаг островов, удаленных от нашей общезначимой повседневности. Это вовсе не значит, что у нас нет своей мифологии, а лишь то, что профаническое начало аннексировало все долины и предгория нашего мира и что сегодня понятием мифа мы пользуемся так же неадекватно и недифференцированно, как и понятием символа. Миф стал сегодня для нас чем-то «мифическим», нереальным, т.е. лишенным собственной энергии и потому неактуальным. Из него улетучилось как теогоническое, так и космогоническое содержание и осталась лишь словесная шелуха, едва ли связанная с каким-нибудь небытовым и инобытийным смыслом. Так, когда мы не успели поесть, мы говорим о себе: «Я сегодня жив одним лишь Святым Духом», или, досадуя, восклицаем: «Черт возьми!», подобно тому, как грек эллинистического периода воскликнули бы: «Будь благословенна Афина Паллада» или «Да поразит тебя Зевс!» Однако, отбросим шелуху и вернемся к мифу.

Миф – это архетипическая канва, это актуализированный духовный строй конкретной культуры, формирующий политику, экономику, ремесла, искусства, быт и проявляющийся в них. Эта матрица уходит корнями в сакральные пласты реальности и может восприниматься на разных по степени глубины уровнях: символическом, аллегорическом или знаковом. В первом случае преобразуется само наше восприятие, утрачивая привычную опору на статику и дискретность вещного мира. Mир обретает живость и текучесть, немыслимые на физическом плане, но хорошо известные астральным путешественникам, мистикам, поэтам, писателям, художникам – живописателям этих пространств. С этим опытом связаны два реальных и взаимосвязанных обстоятельства: соседство опасности и награды, в такой степени определяющих эмоциональное пространство этих измерений, что только самые отчаянные люди отваживаются настаивать на них и продолжать углубляться в них. Об этих путешествиях рассказывали в свое время Гомер и Овидий, Данте и Свифт, Домаль и Лавкрафт и другие необычные странники и маргиналы.

Для нас, современников XX века, готовых перешагнуть в третье тысячелетие христианской эры, это мироощущение может быть еще острее и актуальнее, чем во времена античности и Средневековья. Как и они, мы знаем, что космос населен легионами кровожадных или ангелических существ, которые принимают зловещие или светлые обличия – то рядятся в пришельцев из других миров, спустившихся с космических кораблей, то принимают обманчивый вид безобидных одуванчиков. Это и посланцы таинственных махатм, и вестники, и великаны, и кентавры, и гарпии, и гигантские муравьи, и таинственные тресты, и всесильные теневые кружки заговорщиков – глобальная мафия, венчающая на царство наших правителей и убирающая их со сцены, когда приходит пора. В наше время и на наших глазах разыгрываются гигантские магические баталии и приносятся человеческие жертвоприношения, масштаб и изощренность которых были недоступны воображению самых жестоких фанатиков прошлого. Это видят сегодня многие, но только опытные и хладнокровные путники могут преодолеть деформацию реальности, связанную со страхом и азартом необычной борьбы – вспомним борьбу Иакова с Богом и Mухаммеда с Джабраилом, – и войти в сферу высокого созерцания, где открывается мир символов и закон соответствий.

3

Знакомство с традиционными символами не является гарантированным входным билетом в мир символов, точно так же, как чтение Корана еще не делает его читателя мусульманином. Энциклопедия символов может предложить читателю – и предлагает – пунктирную карту этой заповедной страны, описание чьих-то визионерских опытов и зафиксированных наблюдений. В некоторых случаях это может подтолкнуть интуицию искателя, в других – дать ложный след и увести в противоположную сторону. Чаще всего так и бывает. Xристианские начетчики судят о догмате Троицы и о тайне посмертия так, будто они точно знают то, о чем говорят. А между тем именно здесь, как нигде, подобает целомудренное молчание и освобождение от груза культурной памяти и литературных ассоциаций. Здесь самоуверенный разум должен уступить дорогу символу и доверить ему выражение высокой тайны.

4

Mир символов – это промежуточный мир соответствий (correspondence), в которых так хорошо разбирались европейские поэты-символисты середины девятнадцатого века. Этот мир отражения Нарцисса, который – не вода и не Нарцисс, и это видения Орфея, которые не принадлежат ни этому миру, ни Гадесу, и это зеркальные миры Фритца Ланга и Жана Кокто. Культивированный взгляд открывает обитателей этого зазеркалья: сверкающего «гения» Рембо, «друида» Йейтса, «ангела» Рильке. Это особые существа, мало похожие на традиционных ангелов и гениев: если традиционный ангел своим появлением делает иной мир видимым, «ангелы» этих поэтов затрудняют видение этого мира, делают его размытым и расплывчатым. Они одновременно видимы и невидимы, виртуальны по отношению к нашему миру и обладают собственной онтологией – представляют собой нечто среднее между существами этого и иного мира, подобного миру снов. И наконец, это мир перехода и превращения видимого в невидимое, сознательного в бессознательное, жизни в смерть – и обратно. Таким образом, лес, в котором дантовский герой обнаруживает себя «в середине жизни», так же как и бодлеровский «лес символов» – это не внешний опыт, открывший поэтам мир трансцендентного, а «внутренний лес» – единственное место, в котором искатель может встретиться с тайной и откровением. Освоение и символическое постижение этого промежуточного мира требует от искателя особого творческого дара, а ограниченность языка – даже языка символов – нередко ведет к афазии, к языку молчания. Другие символические языки, к которым нередко обращаются ясновидящие, – это язык искусства: музыки, танца, живописи и скульптуры. Особый символический опыт рождает новый орган восприятия, где зрение, слух, обоняние и осязание словно сливаются в одно, порождая явление синестезии, являющейся еще одной попыткой описать неописуемое – природу символического познания. Таков взгляд на символ основателей европейского символизма.

5

Как бы продолжая мысль европейского символизма, Андрей Белый в начале XX столетия пишет о духе музыки как об источнике символа, ибо именно в музыке осуществляется «наибольшее приближение глубин духа к поверхностям сознания». Дух музыки – фиксатор приближения к перевалу сознания. И обратно: из символа, минуя сознание, звучит музыка. «Современное человечество взволновано приближением внутренней музыки к поверхности сознания». Оно захвачено сознанием иного. И дальше: «Только близорукие в вопросах духа ищут ясности в символах». Отсюда нежелание гениев, чтобы их символы служили предметом догматических кривотолков, рационализма, утилитаризма.

Религия есть система последовательно развертываемых символов, – утверждает Белый, – однако в понимание религиозных истин, очевидно, вкралась ошибка. Или, может быть, европейская культура не смогла понять всей безмерности христианских символов?

Символ – это проявление вечного и подлинного во временном. Окружающий нас мир – это видимость, эмблема подлинности. Проникнуть в его суть, освободиться от покрова майи, от чар Лорелеи может только символическое искусство, в котором, согласно Белому, сходятся «высоты познания» и «высоты творчества». Про символ нельзя сказать ни того, что он существует, ни того, что он не существует. Белый называет Бога и созданную им действительность символами и ставит задачу преодолеть как все «формы безрелигиозного», так и все «формы религиозного» опытов. «Характер преодоления форм религиозной культуры, пишет Белый, есть религия sui generis; образное выражение этой религии в эсхатологии; религия символа в этом смысле есть религия конца мира, конца земли, конца истории; христианство поднимается к религии конца в Апокалипсисе». Белый различает эстетическую, религиозную, теургическую формы символизации. Моральная норма последней заключается в приближении к лику символа. По Белому, символизация начинает действовать там, «где познание переступило все пределы ограничений», и он определяет символизацию как возникновение «причинности из свободы». Только в символе дается свобода. Белый называет символ пределом всех познавательных, творческих, этических норм.

6

Вячеслав Иванов, в свою очередь, говорит о символе как об ознаменовании. То, что символ знаменует, не есть какая-либо определенная идея. Нельзя сказать, что змея, как символ, означает только мудрость, а крест – исключительно искупительную жертву. Если символ является иероглифом, то иероглифом таинственным, «многозначащим, многосмысленным», и его можно прочитать только при помощи ключа. «Подобно солнечному лучу, символ пронизывает все планы бытия и все сферы сознания и знаменует в каждом плане иные сущности, исполняет в каждой сфере иное назначение». То, что связывает все значения символа, есть великий космогонический миф, в котором каждый аспект символа «находит свое место в иерархии планов Божественного всеединства». Иными словами, символизм как искусство позволяет осознать связь и смысл существующего не только в сфере земного сознания, но и в иных сферах. Так истинное символическое искусство прикасается к области религии. Mиф – это отражение высшей реальности, а новый миф, новая система символов, это новое откровение той же реальности или, в словах Вячеслава Иванова, «адекватное ознаменование объективной правды о вещах».

7

Такой представлялась мифо-символическая перспектива начала ХХ века. Однако миф (и мир) русских символистов при всей глубине их проникновения в его природу оказался столь же эфемерным, как и их старших европейских собратьев. Пока они возводили свой новый миф в виде ажурных башен в промежуточных сферах – видимых и невидимых, сознательных и бессознательных, балансируя между бодрствованием и сном, жизнью и смертью, – используя их энергию, кроты упорно подкапывались под фундамент их дома, и дом их был до основания разрушен подземными толчками. Из-под коряг и из щелей вылезло на божий свет упорное племя насекомообразных существ в острых шлемах с нашитыми на них красными пентаклями. Эти люди, движимые немудрящей идеологией уравнительной справедливости, перемололи мистагогов и теургов фаустовской культуры, построив вместо нее «новый мир», мистика которого строилась на отрицании всякой мистики.

В это же время на Западе те же хтонические силы в другом обличии разрушали европейскую цивилизацию вопреки отчаянным попыткам западных визионеров-одиночек ее спасти. «Нынешний мир – щель между двумя жерновами, духота между двумя грозами, перемирие между двумя войнами,» – писал Мережковский в 1930 году. Две мировые войны окончательно рассеяли дым мифо-символических мечтаний и установили всемирное царство разрушителей старого и наследников нового мифа, строящегося из функциональной и эффективной системы подмен. В этом мифе есть свои «культура» и «культурология», «символика» и «мифология», и все, что угодно. Например, престижная французская парфюмерная компания называется «Stendal«, а нью-йоркская мусоросборочная компания – «Mystic«, акционерное общество “Hermes” дает по своим акциям самые высокие дивиденды, подлинно свободным нас сделает радиостанция «Liberty«, а масляные радиаторы продаст нам компания «Оlympus«. Поистине, то ли боги к нам приблизились, то ли мы уже их тесним.

8

Войдем же в современный лес «символов». «Там чудеса, там леший бродит». «Адам» разгуливает там со львом и драконом среди лилий и роз, «Водолей» задумчиво льет бензин на цветок мандрагоры, рекламная нимфа оказывается «Mедузой Горгоной», «Стрелец» стреляет из лука в «Луну», кровожадный «Василиск» прикинулся невинным васильком, юркая ящерица чертит энеаграмму, дурак ест ложкой горчицу, «Mолох» несется на гоночном автомобиле, а «Андрогин» занырывает в Агартху – «обитель бессмертия». Сколько еще чудесного и чудного подстерегает нас за каждым деревом и под каждым кустом. Однако не каждому этот лес будет по душе, и не каждому в нем будет уютно. В нем совсем не так спокойно, как хотелось бы. Символы прошлого, настоящего и будущего взбесились и перемешались, и нет в этом лесу никакого видимого смысла. Ушел ли из мира смысл, умер ли бог? Царит ли в нем слепая и голодная шопенгауэровская воля, фрейдовское либидо или абсурд экзистенциалистов, столь модных в пятидесятых годах? Может быть, как утверждают постмодернисты, закончилась история и время свернулось в кольцо Mёбиуса? Или мы заблудились в заколдованном лесу эмблем и аллегорий?

9

Символическое познание нельзя ни отменить декретами, ни заменить суррогатами. Пусть мы не можем сегодня повторить за Белым: «Современное человечество взволновано приближением внутренней музыки к поверхности сознания» – или утверждать, что «оно захвачено сознанием иного«. Зато мы должны помнить другие его слова: «Только близорукие в вопросах духа ищут ясности в символах». Ясность не должна быть упрощением и огрублением задачи, а задача во все времена остается той же: овладение искусством символического постижения реальности. Искусство это требует от человека особой искушенности и особых качеств, данных лишь немногим. Речь идет о перевале сознания, о преобразовании нашего восприятия, которое, отказываясь от привычной опоры на статику и дискретность вещного мира, обретает качества живости и текучести, хорошо известные мистикам, философам, поэтам, художникам. Но сначала увидим реальные символы наших застолий и наших будней – от них нам придется оттолкнуться.

Что же касается опасностей и соблазнов аллегорий и эмблем, бросающихся на нас из-за деревьев, то давайте скорее пройдем эту темную зону. Будем отважными и зрячими. Будем требовательны к себе, будем требовательны к языку, будем требовательны ко времени. Пускай в нашем новом времени старые символы не всегда оказываются надежными проводниками к желаемому результату – к мудрости, ясности и равновесию, – но именно с них мы должны начинать. Приобщение к языку символов может стать для нас первым шагом к грядущему мифу.

9

В пучину новой мифологии самоотверженно ринулся Ролан Барт, ее теоретик и практик, акме которого пришлось на период левых движений в Европе 60-х годов. Ролан Барт явно не «взволнован приближением внутренней музыки к поверхности сознания» и не «захвачен сознанием иного«. Главным мифотворцем нашего времени он считает буржуазную прессу и вообще средства массовой информации. Он определяет понятие мифа негативно – для него это альтернатива реальности. Есть мир – реальность, действительность как она есть, и есть миф, который является инструментом идеологии, – ложный, социально отчужденный и деформированный образ этой действительности. Есть полнота, завершенность и непосредственность первичного мира, которую опустошает и убивает вторичная идеологическая форма. Такой миф, – а никакого другого Барт, будучи противником всяких трансцендентальных допущений, не знает и не предполагает, – такой идеологический миф обескровливает мир, вампирически питается чужой кровью, чужой жизнью, полнотой реальности. Этот миф превращается в говорящего трупа, вурдалака в нашем бесконечно суггестивном мире, где любое слово, знак или жест, по мнению Барта, могут открыться для усвоения обществом. И Барт тратит свою незаурядную энергию на разоблачение такого мифа.

Если традиционные мифы рассматривают фундаментальные оппозиции культуры с целью дать сверхлогическую модель для разрешения содержащихся в ней противоречий, то современные мифы, согласно Барту, служат не для разрешения и изживания противоречий, а, скорее, для их насаждения, «заклинания» и оправдания. Их множественность, бессистемность и бессюжетность делают невозможным их художественное воплощение. Зато современные мифологи прекрасно владеют приемом замалчивания или «разыменования». Барт убедительно показывает, как такое угрюмое понятие как «буржуазия» растворяется в лексиконе средств массовой информации, как оно замещается понятиями «свободного общества», «нации», «человечества», и т.п., как ограничивается и приручается любое восстание против этого явления, например, в авангардном искусстве, заказчиком, потребителем и основным спонсором которого оказывается та же буржуазия.

Интересны размышления Барта о роли и состоянии мифолога в современном обществе. Мифолог, и это очевидно, исключен из числа потребителей мифа, он – отверженный, обреченный жить в состоянии чисто теоретической социальности. Его связь с миром – это связь саркастическая. Таково лицо новой мифологии на пороге постмодернизма в понимании либерального марксиста Ролана Барта, не интересующегося онтологией и озабоченного только тем, что он понимает как социальную правду. Его мифология строится не из символов, а из знаков. Эти знаки искусственно накачиваются вурдалачьей коммерческой энергией и магнетизмом дорогостоящих вещей, в качестве таковых выступают, например, имена кинозвезд, названия фирм или газет. Этот миф, став атрибутом замкнутого на себе социального контекста, теряет связь с онтологией и с символическим мышлением, делает безнадежным любые попытки выхода из социальной клетки.

10

В отличие от Барта Карл Ясперс видит возможность постижения Бытия через символ. Мир и все, что в нем происходит, есть тайна. Беспокойно погружаясь в океан Бытия, мы вновь и вновь находим себя на берегах категориального знания. В противоположность логическим категориям, символы остаются постоянно открытыми Бытию и наполненными Бытием. «Что такое символ?» — спрашивает Ясперс и отвечает: символ бесконечен и несводим к мысли. Символ многозначен и неопределенен, когда мы постигаем сущность вещей. Символ становится неподвижным и фиксированным и превращается в мертвый объект, когда мы теряем эту сущность. Тогда он коллапсирует в знак, в значение, в метафору.

Мир символов – это некое царство объектов, в котором мы ищем порядок, говорим о его происхождении и трансформации. И мир символов – это область значений, о смысле которых мы задаем вопросы. Истинный символ нельзя объяснить. То, что можно объяснить с помощью иного, перестает быть символом. Постижение символа возможно через кружение вокруг него, через проникновение и высветление его – такое постижение само становится частью символа. Через символ мы входим в «скользящую реальность», в миф, наконец, через символ мы приходим к Богу. Через символ мы входим в Бытие, ибо символ означает участие в Бытии на разных уровнях и в разной степени. На каждом уровне, даже на самом низком, символ участвует в Бытии, узнается как таковой и несет на себе отсвет красоты. В этом смысле всё является символом, освещенным лучом света, бьющим из лона Бытия, и все тускнеет, когда луч иссякает. Тогда остается только шлак фактов и знаков и бесконечная недифференцированная определенность. Как мы видим, Ясперс оказался вне тех ловушек идеологического «мифа», о которых предупреждал Ролан Барт.

11

Круг замкнут, и исследователь символов снова стоит перед загадкой. Разгадка упирается в осознание двух фактов. Прежде всего, в констатации разрыва связи человечества со своей духовной родиной, о которой повествует суфийская легенда, – с нее мы начали разговор о символах. Затем в осознание факта вторичной самоутраты современного человечества в тенетах идеологического «мифа», о котором говорит Ролан Барт. В этой ситуации возвращение к символическому модусу мышления превращается в головокружительный альпинизм, одновременное преодоление расставленных ловушек «постидеологий» и притяжения «земли», полет над пропастью небытия и врастание в ясперсовское Бытие, которое постигается только в символе и через символ. И тогда символизм как искусство начнет открывать связь и смысл существующего не только в сфере земного сознания, но и в иных сферах. Символ помогает войти в «скользящую реальность», в миф и, наконец, в Бытие, ибо он означает участие в Бытии на разных уровнях и в разной степени. Mиф снова раскрывается перед искателем как отражение высшей реальности, а новый миф, новая система символов, становится новым откровением той же реальности. И тогда мы увидим: всё является Символом, освещенным лучом света, бьющим из лона Бытия.

А. Ровнер «Война знаков и символов»: Один комментарий

Добавьте свой

  1. Статья Аркадия (написанная, очевидно, как введение к «Энциклопедии символов») о современном выхолащивании животворящего мифа и символа, продолжающая тему дегуманизации искусства Ортеги-и-Гассета, вплотную подводит к последней стадии деградации символа в постмодернистском феномене симулякра.
    Сложное, напряженное содержание — ведь речь идет об антикультурной войне, о «духовной брани» — поглотило все мое внимание, и я не заметил ни одной опечатки (если не считать обратных кавычек). На войне, как на войне. МИН НЕТ. Рядовой Борисов… Однако вся статья является мощной миной замедленного действия.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Веб-сайт WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: