Книга «Третья культура» представляет собой сборник разнообразных текстов, созданных автором в России, Америке, Азии, Европе. Статьи идут одна за одной не в хронологическом порядке и вовсе не организуются в соответствии с местом их появления на свет. Я думаю, Ровнера мало волнует объективная истина и логически продуманные и просчитанные движения в направлении к этой истине, он добивается другого эффекта. Ему важно то, «что в буддизме называется дхармой», «это некоторая глубинная суть и квинтэссенция учения». Вся ценность в мгновенном целостном видении, и не важно ощутит его читатель после прочтения отдельной статьи или целой книги.
Связующим звеном всех текстов является достаточно четкая, как мне показалось, концепция «Третьей культуры», она буквально пронизывает все. Судя по всему, формироваться она начала давно, уже в 1965 году автор ставит вопрос о том, как конструировать универсум, совершенно ясно, что только не в соответствии с ограниченными и запутанными общепринятыми оценками. Ровнер объявляет войну царящей сегодня «квазикультуре», вслед за Шпенглером провозглашает, что Западной культуры больше нет, ее гибель была неизбежна в связи с утратой творческого класса. Победивший же строй отличается заниженными, плебеизованными и извращенными понятиями и ценностями (в отношении к нему автор не скупится на сильные слова и выражения). Культура прошлого запрятана в музеи, сплюснута, превращена в мертвые каталоги достижений. Этот строй чрезвычайно силен прежде всего беспрецедентным использованием средств массовой информации. Причем надо учитывать низкий уровень качества информации, результатом чего является усредненная мораль и интеллект. Всепроникающие телевидение, печатные издания и т. д. приручают людей (а людей ли уже), прививают «концепты пустыни» — мнения, выступающие в роли истины (т. е. тупиковые идеи, эмоции). Идеология приводит к разрушению и перерождению человеческой общественной целостности. Современная жизнь характеризуется поступательной психологией массового варварства. Личность же предстает маркузовским одномерным человеком или идиотом (в терминологии философа Гурджиева).
Вообще, книга «Третья культура» является обращением к жертвам «духовной Хиросимы», по-своему это делали и Штейнер, и Гурджиев, и Кришнамурти, Ровнер мыслит себя продолжателем этой благородной традиции, стал тем, «кто отважился». Читателю не надо бояться признать себя «недочеловеком», это высшее из возможных сегодня воплощений, он, находящийся в состоянии возбуждения, неудовлетворенности, обладает перспективой стать человеком, а именно, найти традиционный баланс или погибнуть. Он отец человека и ступенька к нему.
Сверхлюди являются звеньями, осуществляющими связь человека с космосом, современное общество их уничтожает. Только пророк свободен и социально перспективен, именно ему отводится особая роль в созидании культуры будущего. Она будет инициироваться такими людьми, как это происходило в культурах прошлого. Мы можем на этот процесс рассчитывать или стимулировать. Но прежде придется признать, что Бог, ноуменальный агент, Западная культура умерли. Необходимо созидание личности, строительство личности, пробуждение художника, творческой личности. Нечего болтать о ступеньке номер миллион, о Боге, надо подняться на ступеньку номер один, это возможно, и если не быть сверхчеловеком, то стать его отцом, шофером, машинисткой…
А. Ровнер придает огромное значение традиции, окончательный регресс предотвращался пока благодаря тому малому, что еще сохранилось. Он видит задачу в создании новой языковой традиции вопреки давлению пластов враждебной социальной стихии ‒ это станет началом новой эпохи. Возможно также, что в следующем веке появится парадигма, которая начнется с социально-ролевой сортировки людей по их природе. В отношении России автор настроен пессимистично ‒ она не готова принять и понести культуру нового тысячелетия, он прочит эту роль одному из маленьких, незаметных ныне народов.
Третья культура существует сейчас, существует в «межкультурье» ‒ это «культура расселин», «споровая культура», не являющаяся ни правой, ни левой, ни традиционной, ни авангардной. Она удел посвященных, здесь, «в герметических сосудах безвременья создается культура будущего, готовая прийти к тем, кто сумеет ее принять».
Добавить комментарий