«Третья культура» Аркадия Ровнера

Книга «Третья культура» представляет собой сборник разнообразных текстов, созданных автором в России, Америке, Азии, Европе. Статьи идут одна за од­ной не в хронологическом порядке и вовсе не организуются в соответствии с местом их появления на свет. Я думаю, Ровнера мало волнует объективная ис­тина и логически продуманные и просчитанные движения в направлении к этой истине, он добивается другого эффекта. Ему важно то, «что в буддизме называется дхармой», «это некоторая глубинная суть и квинтэссенция учения». Вся ценность в мгновенном целостном видении, и не важно ощутит его читатель после прочтения отдельной статьи или целой книги.

Связующим звеном всех текстов является достаточно четкая, как мне показа­лось, концепция «Третьей культуры», она буквально пронизывает все. Судя по всему, формироваться она начала давно, уже в 1965 году автор ставит вопрос о том, как конструировать универсум, совершенно ясно, что только не в соответ­ствии с ограниченными и запутанными общепринятыми оценками. Ровнер объ­являет войну царящей сегодня «квазикультуре», вслед за Шпенглером провоз­глашает, что Западной культуры больше нет, ее гибель была неизбежна в связи с утратой творческого класса. Победивший же строй отличается заниженными, плебеизованными и извращенными понятиями и ценностями (в отношении к нему автор не скупится на сильные слова и выражения). Культура прошлого запрятана в музеи, сплюснута, превращена в мертвые каталоги достижений. Этот строй чрезвычайно силен прежде всего беспрецедентным использовани­ем средств массовой информации. Причем надо учитывать низкий уровень качества информации, результатом чего является усредненная мораль и интел­лект. Всепроникающие телевидение, печатные издания и т. д. приручают людей (а людей ли уже), прививают «концепты пустыни» — мнения, выступающие в роли истины (т. е. тупиковые идеи, эмоции). Идеология приводит к разруше­нию и перерождению человеческой общественной целостности. Современная жизнь характеризуется поступательной психологией массового варварства. Личность же предстает маркузовским одномерным человеком или идиотом (в терминологии философа Гурджиева).

Вообще, книга «Третья культура» является обращением к жертвам «духовной Хиросимы», по-своему это делали и Штейнер, и Гурджиев, и Кришнамурти, Ровнер мыслит себя продолжателем этой благородной традиции, стал тем, «кто отважился». Читателю не надо бояться признать себя «недочеловеком», это высшее из возможных сегодня воплощений, он, находящийся в состоянии возбуждения, неудовлетворенности, обладает перспективой стать человеком, а именно, найти традиционный баланс или погибнуть. Он отец человека и сту­пенька к нему.

Сверхлюди являются звеньями, осуществляющими связь человека с космо­сом, современное общество их уничтожает. Только пророк свободен и соци­ально перспективен, именно ему отводится особая роль в созидании культуры будущего. Она будет инициироваться такими людьми, как это происходило в культурах прошлого. Мы можем на этот процесс рассчитывать или стимулиро­вать. Но прежде придется признать, что Бог, ноуменальный агент, Западная культура умерли. Необходимо созидание личности, строительство личности, пробуждение художника, творческой личности. Нечего болтать о ступеньке номер миллион, о Боге, надо подняться на ступеньку номер один, это возмож­но, и если не быть сверхчеловеком, то стать его отцом, шофером, машинист­кой…

А. Ровнер придает огромное значение традиции, окончательный регресс предотвращался пока благодаря тому малому, что еще сохранилось. Он видит задачу в создании новой языковой традиции вопреки давлению пластов враждебной социальной стихии ‒ это станет началом новой эпохи. Возможно также, что в следующем веке появится парадигма, которая начнется с социально-ролевой сортировки людей по их природе. В отношении России автор настроен песси­мистично ‒ она не готова принять и понести культуру нового тысячелетия, он прочит эту роль одному из маленьких, незаметных ныне народов.

Третья культура существует сейчас, существует в «межкультурье» ‒ это «культура расселин», «споровая культура», не являющаяся ни правой, ни левой, ни традиционной, ни авангардной. Она удел посвященных, здесь, «в герметиче­ских сосудах безвременья создается культура будущего, готовая прийти к тем, кто сумеет ее принять».

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s