Степан Ананьев «Тайное откровение: новая концепция пространства и времени»

Сейчас все это будет изложено ‒ ясно, недвусмысленно и кон­центрированно, и читатель ‒ в зависимости от того, как он поймет эту концепцию ‒ сам сделает вывод, ‒ почему концепция названа «тайной», а также «откровением», и почему ей дано такое «до конца откровенное» и смелое посвящение («Посвящение» отсутствует ‒ А.Р.) … Прежде чем сказать… новое, надо освободить «кафедру» от старого, надо также показать настоящее место, значение и смысл этого старого. Последней задаче и были посвящены предыдущие страницы. (Эти страницы утрачены, как и окончание текста ‒ А.Р.)

Реальное есть существующее в опосредствованиях. Существу­ющее вне опосредствований (и проявлений) ‒ потенциально. Опос­редствование есть акт или процесс, ‒ следовательно, реальное становится таковым благодаря акту или процессу, реализующему данную сущность из ее потенции (и непосредственности). Реального, стало быть, нет и не может быть вне реализации как акта или процесса. Все, что реально, также и реализуется. Реальным же мы называем то, что проявляется, актуализируется, опосредствуется … То, реальное существование чего длится во времени, ‒ реализуется длительным процессом, состоящим из многих последовательных актов. Не ‒ длящееся мгновенное реализуется одним актом, т.е. актом, как противоположностью процессу. Есть, однако, одна реальная сущность, которая полностью реализуется как в единичном акте, так и в процессе. Эта реальная сущность имеет две стороны, если определять ее сначала терминами «существующего» языка: одна из этих сторон ‒ «настоящий или актуальный момент времени (мгновение, миг)»; другая сторона ‒ пространство. Пространство, как и всякая реальность реализуется. Оно реализуется полностью в пределах каждого мгновения и заново ‒ в каждое следующее мгновение. Чистое, непрерывное, бесконечное, «пустое пространство», ‒ со снятым, потенциализированным разграничением его частей, ‒ такое пространство не является самополагающейся, абсолютно и безусловно существующей формой реальности, ‒ говоря грубее: оно не существует само по себе, но оно существует как средство реализации другой сущности, а именно: мирового единства, актуализирующегося в форме временного мгновения. Миг есть единство, реализующееся опосредствованием через множество, а «пустое», непрерывное и бесконечное пространство ‒ это множество, заключенное в единстве, в «миге», как средство реализации последнего, ‒ множество чисто непрерывное, со снятым разграничением своих элементов, с непроявленной множественностью этих элементов, ‒ словом, множеством, поглощенное единством, «мигом», ‒ не множество, как таковое, как «субъект», а лишь как момент, выражающий отрицание множества единством, ‒ множество, как отрицаемое, снимаемое, поглощаемое единством, которое, отрицая свою противоположность, ‒ посредством такого отрицания реализуется. Но единство, положительно, реализующееся в «миге ‒ простран­стве», само подвергается отрицанию со стороны другой формы множества. Эта форма есть форма самополагающегося, субстанциональ­ного, абсолютного, чистого множества, ‒ форма, в которой реализуется только множество, но не единство, и в которой элементы могут быть не одновременными, а лишь последовательными, ибо одновременность, как вообще единство, ‒ в этой форме исключается. Эта форма суть последовательность или время. Ни один элемент в ней не имеет длительности. Но она реализуется с бесконечной быстротой, как последовательность непрерывная. Ее отдельные элементы суть те же мгновения, о которых мы говорили в связи с простран­ством. Но если по отношению к пространству мгновение выступает как единство, полагающее себя отрицанием множества, то по отношению к временной последовательности, к «ходу и течению» времени мгновение ‒ это единство, снимаемое утверждающим себя посредством этого снятия множеством временной последовательнос­ти. Очень важно здесь понять, что речь идет о моментах самого про­цесса реализации определенных сущностей; в этих моментах, отдельно взятых, перед нами еще не вполне реализованные сущности, не доведенные еще до полноты своего проявления мировые принципы …Однако, в природе эти принципы проходят через различные логически-последовательные моменты и степени своей реализации, и здесь лишь воспроизводится этот порядок. Единство мира реализуется в «миге». Оно и не могло бы реализоваться в длительности, ибо последняя есть уже некоторое множество.

Длительность есть неизменность в изменениях, сохранение среди снятий и превращений; она обнимает собою не то негативное, сня­тое множество «чистого пространства», которое обнимается «мигом», а множество временной последовательности, т.е. той формы, которая актуализирует раздельность своих элементов, а следов., актуализирует самую множественность их. Поэтому именно миг, а не длительность, является формой реализации мирового единства. Будучи чуждо длительности само по себе единство, как конкретный миг, не несет этого атрибута и в аспекте времени, как движения.

«Единство ‒ миг» находится в непрерывном как полагании, так и снятии. Во времени не может быть такого мига, «когда не было бы мига», но и не может быть такого мига, когда миг не подвергался бы снятию. «Единство ‒ миг» ‒ это ± 1; время ‒ непрерывный ряд таких единиц. Пространство, как непрерывное снятое или «пустое» множество (элементов, сосуществующих в миге и не актуализирован­ных в их раздельности) ‒ это непрерывное множество не-выявленных дробей, которое скрывает, «прячет» в себе целая положитель­ная единица. Но наша «единица ‒ миг» все время идет под двумя знаками: она постоянно полагается и снимается (одновременно, а не в виде: + 1 — 1 + 1 — 1 … и т. д.; но в виде: …± 1, ±1, ±1,..).

С непрерывным снятием единицы подвергается этому же снятию присущая положительной единице непрерывность заключенно­го в ней множества; ergo: с непрерывным снятием временного мгновения снимается и непрерывность, «пустота» реализовавшегося в снятом конкретном мгновении единица, как «единство ‒ миг», ‒ непрерывно вновь полагается, и высвобожденная снятием предыдущей единицы раздельность ‒ дискретность элементов дробной множественности в новой полагаемой единице снова потенциализируется, но одновременно и вновь реализуется, т.к. каждая новая единица полагается и снимается одновременно, как «миг». То состояние дробного содержания ±1, которое обусловлено ее поло­жительным знаком ‒ соответствует «чистому», чисто-непрерыв­ному, «пустому» пространству, которое, таким образом, существует лишь «относительно», т. к. одновременно с этим и постоянно единица (= с бесконечной быстротой возобновляющийся «миг») но­сит и отрицательный знак, ‒ знак ее снятия, как положительного целого числа (= снятия каждого конкретного мига). То состояние дроб­ного содержания, которое обусловлено ее отрицательным знаком, ‒  соответствует пространству совершенно дискретному ‒ с полной актуализацией раздельности всех его частей, ‒ такого пространства в абсолютном смысле также нет, ‒ оно существует» как и пустое непрерывное пространство, ‒ лишь как посредствующая, служебная реальность, ‒ сама по себе лишь тенденция, а не реальность. Но реально то состояние дробного содержания ±1, которое обусловлено взаимодействием обоих ее знаков; этому состоянию соответствует материальное движение в пространстве и во времени, как поступательное изменение форм и степеней дискретности и синкретности элементов дробного содержания ±1 (элементов пространства, реа­лизующегося в миге и меняющегося вместе с мигом), как непрерывное снятие дискретности (= полагание синкретности) дробей единицы, обусловленное непрестанным полаганием самой единицы, но никогда вполне не реализуемое в силу одновременного непрерывно­го полагания дискретности (= снятия синкретности) этих дробей обусловленного постоянным снятием единицы и также никогда вполне не реализуемого. Таков детерминизм происходящих в простран­стве и во времени процессов изменения степеней равномерности ‒ неравномерности распределения «энергии» в «непрерывном поле» пространства, процессов образования, перемещения, изменения, разрушения «сгустков энергии» в этом «поле» ‒ словом, всей матери­ально-динамической формы бытия. Своим существованием она обязана непрерывному во времени процессу «смерти ‒ рождения» синкретного пространства, являющегося «функцией» «мига» и…

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s