Краткий конспект лекции Аркадия Ровнера «О героизме» (Ростов, 25.05.2019)

Видеозапись ростовской лекции не удалась. Поэтому я решил представить для любознательных краткий конспект некоторых прозвучавших в лекции положений.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

1

В жизни человека (не каждого) наступает момент, когда он начинает понимать, что содержание его сознания целиком сформировано его окружением. 

Он начинает исправлять сложившуюся ситуацию. Он намечает направление, делает усилия, иногда сверхусилия.

Имеется два основных направления, которые он выбирает. Одно — отождествление, приспособления к социуму и второе создание и осуществление альтернативной программы. Компромиссный вариант рано или поздно сводится к одному из этих двух. Второй путь может стать героическим.

Человек — многослойная матрица, на которую записываются программы: программы поверхностные, быстростираемые и программы более глубокие и основательные. В том числе — программа героического поведения.

2

Что же такое героизм и какое отношение это имеет к нам сегодня?

Героизм — сила, которая живет в каждом из нас и требует от нас преодоления недолжного в себе и в мире, своей ограниченности и ограниченности окружающего нас мира.

Героизм — это порыв, устремление за пределы возможного. В творчестве, в спорте, в любви, в повседневности.

Жизнь каждого человека героична, но только единицы получают известность.

Героика начинается с осознания того, что на пути человека стоит препятствие и его нужно преодолеть, т е устранить. Другой вариант: перед человеком стоит задача, которую необходимо решить. Эти две ситуации мы встречаем на каждом шагу и мы их решаем.

В молодости мы все хотим быть героями. И не только в молодости. Нам всем нравится чувство риска и напряжения всех наших сил. Нам хочется осознавать себя субъектом, а не объектом, человеком массы, группы, партии,

Не объектом социума, пропаганды. Человек массы для нас антигерой. В антигероическом социуме, где классические герои препарированны для масс, антигерою обеспечен социальный успех.

3

Три вида героизма:

Моральный герой: тот, кто настроен на самосовершенствование или исправление окружающего мира.

Религиозный герой: тот, кто стремится к осуществлению религиозного идеала.

Гностический герой: то, кто ставит перед собой задачу достижения высшего знания, состояния или реальности.

Моральность и религиозность определяются конкретной метафизикой. Моральность осуществляется в пределах религиозных норм, религиозный подвиг — на пределе религиозных понятий. Гностический подвиг выходит за пределы религиозной метафизики

Религиозный героизм: второй патриарх Хуэйкэ, ученик Бодхидхармы, в горах Суншань отрубивший себе кисть руки и, по преданию, достигший просветления.

Христианские святые мученики: св. Себастьян.

Гностический героизм — Валентин, Василид, Ману — устремленность к высшему.

Герои искусства: композитор Всеволод Задерацкий

 Другие примеры героизма:

Дон Кихот – бкзумие и мудрость:  «Я пришёл возродить золотой век в век железный».

Барон Мюнхаузен, вытаскивающий себя за волосы из болота.

Джордано Бруно: трактат «О героическом энтузиазме» посвящен преодолению человеком себя, его духовному возвышению и перерождению, т. е. героическому гнозису.

Ницше: «Быть героем – вот единственно приемлемая форма существования».

4

Гурген Гургенович Саноян (профессор физической культуры Московского авиационного института) сформулировал закон спорта и одновременно закон героизма:

Всегда выходи за пределы своих возможностей.

Этот закон создаёт движение против энтропии. Закон героизма противоположен 2-му началу термодинамики. Этот закон противоположен инерции.

Инерция и сползание — это свойства реальности. В истории — это застой и загнивание.

Им противостоит порыв, стремление к высшим формам жизни. В природе — это беспокойство, мутация, горение, craving.

Это еlan vital — жизненный порыв (импульс, энергия, драйв) Анри Бергсона (1859 — 1941).

В мертвой материи — это стремление к жизни.

В живой — к разуму и культуре.

В культуре — к одухотворённости.

“В теории Бергсона постулировалось, что все живое порождено не механическими силами, как учит дарвинизм, но неким жизненным порывом, импульсом, который вызывает эволюцию» (Fiero 1998). «Реальные факты эволюции еще предстояло найти – не в механическом уничтожении наименее приспособленных, а в творческом порыве жизни, в подлинном elan vital» (Edman 1944, xii). «Теория Бергсона была, по сути, телеологической гипотезой, которая апеллировала к этому нематериальному elan vital (жизненному порыву), подталкивавшему эволюцию в определенном направлении. Elan vital, заключал Бергсон, разлит во всей материи и служит источником почти бесконечного разнообразия форм жизни. Он же был и изначальным импульсом к появлению первой жизни» (Goudge 1967). http://www.creationism.org/crimea/pdf/148.pdf

5

Понятие героизма связано с такими понятиями как:

Подвиг

Воля

Безумие

Энтузиазм

Самопожертвование

Благородство

Призвание

Дело человеческой жизни — следовать своему призванию. Судьба людей, не нашедших себя или потерявших себя, — главная трагедия жизни.

6

Моральность и религиозность определяются конкретной метафизикой. Моральность осуществляется в пределах религиозных норм, религиозный подвиг — на пределе религиозных понятий. Гностический подвиг выходит за пределы религиозной метафизики.

Содержание и форма героизма являются производными от конкретной метафизики героя. Герой отрицает враждебную метафизику и отстаивает свою метафизику.

Понятие метафизики употребляется мною в максимально широком значении, то есть в значении практически любой мировоззренческой ориентации человека. Понятие «метафизика» описывает некоторый проект или, точнее, набор некоторых стратегических программ и связанных с ними ценностей – таких, относительно которых можно как-то себя позиционировать и относительно которых оказывается удобно позиционировать всех остальных и все остальное.

7

Четыре концепции человеческой истории (четыре метафизики):

 Владимир Видеманн:

Происхождение человека. 7-5 млн. лет назад. Генетический разрыв между прото-человеком и обезьяной — хождение на двух ногах). Появление австралопитеков (4 млн. лет назад). Нижний палеолит (около 3-2 млн. лет назад). Выделение из австралопитеков архантропов. Начало развития мозга в результате генетической мутации, приведшей к ослаблению челюстей. Появление «человека умелого», Homo habilis (поздний австралопитек, вымер около 1 млн. лет назад). Начало обработки камня (каменные рубила). Овладение огнем. 2-1 млн лет назад: Появление «человека работающего», Нomo ergaster и «человека прямоходящего», Нomo erectus (питекантропы, синантропы и др.).

Древний мир (2,5-1,5 тыс. лет назад). Формирование четырех цивилизационных пространств: западного (эллинистический мир), восточного (синоцентричный мир), южного (афроаравийский мир) и заокеанского (американское пространство доколумбовых культур). Средневековье (5-17 вв.). Исламская зеленая революция (средневековая аграрная).

Возрождение и Просвещение. Глобальная колонизация и торговая экспансия европейских держав (15-18 вв.).

Новое время (модерн) (18-20 вв.). Промышленная революция. Изобретение парового двигателя. Появление индустриального общества.

Постмодерн (21 в). Кризис глобальной экономики и Новый мировой порядок. Генетическая дивергенция гомо сапиенса. Реальный трансгуманизм.

А.Р. Объясните, пожалуйста, откуда тогда в человеческой истории появилось универсальное измерение и его выразители в лице философов, учителей и основателей духовных традиций?

В.В. Древние люди, в процессе постижения мира и своего места в нем, опирались, преимущественно, на мистическое познание, т.е. на интуицию. Причем их интуиция, являясь основным инструментом выживания в естественной среде, была невероятно обострена и воспринималась бы, с точки зрения современной рациональности, как некая сверхспособность, позволяющая видеть и чувствовать многие вещи дистанционно, на расстоянии. С этой сверхспособностью, возможно, был связан значительно больший объем черепа и вес мозга древнего человека. Следы таких интуитивных откровений человеческая культурная традиция до сих пор хранит в виде архаичных легенд и мифов, частично вошедших в корпус позднейших религиозных разработок и ритуальных практик. К последним, в частности, можно отнести йогу и тантру – мистические дисциплины, до сих пор имеющие множество приверженцев по всему миру.

Сергей Родыгин:

Философ сказал: Бог умер. Не улетел, не исчез, а просто умер. То естъ перестал существовать как активное и реальное существо. Он не просто скрылся, он прекратил свою жизнедеятельность.

Древние с нашим философом не согласились бы. Во множестве культур и соответственно религий боги уходят, улетают, исчезают, но обещают вернуться. Пока вроде бы ни один из них не вернулся, потому что возвращение бога предполагает обычно конец мира настоящего и наступления мира будущего. Впрочем, может быть для каких-нибудь племен, у которых был культ ‘карго’, боги вернулись на новых кораблях из стали и пластика, и привезли новый мир: диснейленд, интернет, порно, демократию, и прочие чудесные вещи, впрочем, нам хорошо знакомые.

В более известных случаях этого не произошло. Почему? Боги Майя не придут, потому что сам народ более не существует, и никто не следит за состоянием храмов и других культовых сооружений. Богам возвращаться не к кому и незачем. Боги древних египтян не вернутся по тем же причинам. Тоже можно сказать о богах ацтеков, шумеров, римлян, греков, кельтов. Исключение составляют, казалось бы, иудеи, однако и тут бог поставил условия второго пришествия: собрать еврейский народ в Израиль и построить заново храм Соломона. Это, наверное, тоже не случится еще долго. В исламе Аллах не поставил никаких условий для возвращения, потому что он не уходил и не умирал. Так что, наверное, единственные, кто еще может надеяться на возвращение бога это христиане. Но, пожалуй, и тут есть проблемы: храмов становится все меньше также как и верующих. Возможно есть какие-то количественные критерии, не только качественные. Тут также есть противоречие: Христос не умер, он жив и активен. Зачем тогда ему возвращаться? Если он захочет, он устроит Армагеддон прямо с небес (нечто подобное уже случилось с динозаврами).

Но это все касается тех богов, которые были сверхъестественными. Но может эта сверхъестественность людям только казалась? Как сказал один автор, сегодняшняя технология показалась бы древним магией, волшебством, и уж точно сверхчеловеческим. Но что интересно, многие древние источники описывают не Аллаха или Абсолюта, а довольно реалистически показывают явления и действия богов. Например, пророк Иезекииль описал некое чудо как нечто непонятное, но вполне материальное. И что наиболее интересно, он не назвал пришельцев богами или ангелами, а просто Существами.

Некоторые индейские племена имеют истории об их появлении в Северной Америке где говорится что их туда принесли сияющие существа в металлических птицах (куда уж яснее!) И таких легенд и мифов пруд пруди. Дедал, например, сделал робота, который охранял Крит. Сказки полны историй о механических существах, всяких роботах из ящика, которые могли построит замок за одну ночь… Какой длины ночь, это другое дело: например, полярная ночь.

Даже сам Христос представляет загадку. Когда он явился Магдалине после воскрешения, она его не узнала. А он сказал ей, Мария, это я, Иисус. И добавил noli me tangere, (смотри) но не прикасайся. И по ее описанию он был в костюме садовника (?) То есть, ИХ явился в совсем другом теле, хотя это было все же человеческое тело. Другое дело было ли оно реальным или голографическим (скорее всего).

Все это говорит о том, что скорее всего большинство известных нам богов были реальными существами, но либо с других миров, либо из нашего мира, но скрывающими себя. Некоторые исследователи считают, что это были инопланетяне, или существами из параллельной вселенной. Их внешнее разнообразие предполагает, что они были из разных миров. Ряд исследователей думает, что сами земляне, хомо сапиенс, были привезены на Землю с других миров существами, которых они потом считали богами. Отсюда и разные расы, и этнические группы. И, конечно, разные боги и соответственно разные религии и верования. В ряде случаев сохранились довольно четкие свидетельства с каких звезд и планет они прибыли. Например, когда грек Барк основывал колонию в современной Ливии, местные жители указали ему на созвездие Плеяд над головой, и сказали, что здесь греки ваше место. Африканские Догоны говорят о Сириусе. Древние Египтяне указывали на созвездие Ориона. Евреи же, под предводительством Моисея, скорее всего пришли на Землю через warm hole, которую создал Моисей при помощи жезла (море расступилось) а потом закрыл, и вся армия фараона там погибла. Потом таже дыра была сотворена в святая святых храма Соломона при помощи ковчега завета.

Примеров как иномиряне стали богами множество. Среди них были разного типа существа. Одни жили под водой (Посейдон), другие высоко в горах (разреженный воздух), третьи в пещерах, четвертые были растениями и т.д. и т.п.

Так что некоторым и не надо возвращаться: они никуда не уходили. Впали в спячку (Спящая красавица и другие спящие существа), притворились скалами (жена Лота, и другие истории окаменения), стали животными, птицами и рыбами (единороги, лебеди, змеи, киты, орлы…). Сколько сказок о людях знавших язык животных и птиц! Они часто требовали подвигов, чтобы попасть в их мир (заколдованные замки, подземные миры и т.д.).

Вот небольшой перечень проблем, с которыми сталкиваешься, когда размышляешь о природе богов.

Рене Генон:

Пролог истории – Премордиальная («изначальная», «исконная», «первозданная») Традиция.

Для судьбы Примордиальной традиции важно то, что в течение Манвантары происходит ослабление сущностного, качественного начала и усиление субстанциального, количественного.

Законы циклического развития, согласно которым течение каждого цикла сопровождается последовательным отдалением проявленного от Принципа и деградацией, в том числе «духовным помрачением», неизбежно ведут к следующему:

происходит адаптация Традиции к условиям эпохи, среды, расы, языка, в результате чего возникают частные ответвления единой Традиции;

появляются учения и религии экзотерического плана, то есть обращённые к большинству, уже утратившему способность восприятия эзотеризма. Они носят «нормальный», традиционный характер, но уже не заключают в себе возможности полной метафизической реализации;

возникают профанные мировоззрения — философия, светская наука, различные спиритуалистические и теософские учения, как правило, имеющие уже «ненормальный», антитрадиционный характер;

сама Традиция подвергается «оккультации», или затемнению, помрачению, что выражается в её сокрытии, уходе «под землю» её «высшего центра» (Агартхи)[ . Традиция сохраняется в виде «семян»;

усиливается сознательное и прямое противодействие Традиции ― «контртрадиция», или «контринициация», источник которых спрятан в низших областях «тонкого мира»;

наконец, должна наступить остановка движения цикла и «переворачивание полюсов», то есть восстановление изначального состояния и начало нового цикла. Примордиальная Традиция вновь обнаруживается во всей её полноте.

Гейдар Джемаль:

Гейдар: Цивилизация — это система насилия, а её подопечные — современные рабы. Героизм в принципе антицивилизационен, и рука героя тянется к…  взрывному устройству. Таким устройством является также (и прежде всего) мысль, героическое сознание.

Героическое сознание лежит в основе импульса отрицания и преодоления, богоборчества и революционности.

История — театр, в котором Абсолют – сценарист и безмолвный зритель (свидетель в темном зале). Сценарий неизменен: три акта и финал — эсхатология. Как в Коране: Я отменю творение и создам новое. Это для меня легко.

Режиссёры, актеры, рабочие сцены постоянно меняются. Над ними стоит Иблис, временный управляющий, Князь Мира. Все думают, что это сценарий Иблиса, но сценарист — Абсолют.

Абсолют наблюдает, помогает тем, кто накопил критическую массу знания и служения, и игнорирует теми, кто по невежеству служит Иблису – его грубому или тонкому образам.  Тонкую ипостась Иблиса (псевдодуховность) принимают за дух, а Иблиса принимают за хозяина театра. Таков традицианализм Рене Генона, который Джемалем отвергается.

8

Некоторые заключительные соображения:

Принципиальные понятия человеческой культуры: энтропия-антиэнтропия — два потока, два закона, две метафизики, две онтологии.

Сценарий В.В. восходящий. Сценарий Генона нисходящий. Сценарий Джемаля удваивающий. Сценарий Родыгина нисходящий: боги покинули людей, оставив им шанс чистого героизма. Соответственно: героизм восхождения, героизм консервативный, гностический героизм и чистый героизм оставленных.

Метафизики В.В. и С.Р. — позитивистские, метафизики Р.Г. и Г.Д. — умозрительные, гностические. В то же время оказываются возможными и комбинации: метафизика С.Р. — позитивистская и нисходящая, метафизика Бергсона — спиритуалистическая и восходящая.

Здесь двойной разлом современного сознания и современного мира, тяжелыми гирями прибивающий к земле героику трансформации современного человека в высшего человека. Программа героики – универсальная программа антиэнтропии. Она не может осуществляться в обстановке мировоззренческой шизофрении. Она требует одной метафизики. Возможно, плюралистической, но сохраняющей единство сознания, берегущей его от шизофрении и распада.

Таковы классические метафизики Востока и Запада. Такова каждая из рассмотренных выше метафизик. И, возможно, критерию единства отвечают и другие не рассмотренные мною метафизики. Каждая в отдельности, но не все в совокупности, не все вместе. Последнее неизбежно ведёт человеческий ум к шизофрении, распаду и гибели.

Кажется, выход следует искать на одном из трёх путей: отказ от метафизики, преодоление метафизики или создание метаметафизики.

Однако, как свидетельствует исторический опыт западной цивилизации и мой собственный ограниченный опыт поисков ответа на этот мучительный вопрос, ни отказ от метафизики, ни преодоление метафизики, ни создание метаметафизики принципиально невозможно.

Мне остается, как барону Мюнхаузену, вытащить себя за волосы из болота или набраться героического терпения и ждать, когда это сделает за меня само чудодейственное время?

 

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s