6 thoughts on “Зов грядущей эпохи — выступление в Нижнем Новгороде

  1. Аркадий, слушаю вашу лекцию…
    Для начала одно уточнение. На 10-й минуте, где Вы говорите и о феминизме, Вы упоминаете женское движение #Me Too и поясняете: «Я тоже… Мы тоже, не только мужчины… Женщины требуют возвращения модерна» (проверьте точность цитаты).
    У этого сетевого движения (развернувшегося с 2017 года), однако, совсем другой смысл: «я тоже» была изнасилована или подвергалась сексуальному домогательству (харасменту). Многие женщины (порядка миллиона) таким образом заявляют и обращают внимание общества на свое зависимое от мужчин положение в сексуально-социальной сфере, связанной с карьерой и другими сторонами жизни.

  2. В продолжение еще одно уточнение. На 29 минуте Вы цитируете «страшные рекомендации» Будды: «Встретишь отца и мать — убей их. Встретишь Будду — убей его». «Косвенную, фигуральную» рекомендацию «убить Будду», насколько я помню, давал не сам Будда, а кто-то из чаньских или дзэнских патриархов. Но насчет убийства родителей что-то я не припомню. Если найдете точную цитату, пришлите, пожалуйста, для меня это новость. Дело, конечно, не в цитатах, а в духе «непривязанности», как Вы пояснили, но когда упоминаешь Будду или Христа, желательно быть поточнее.

    • Дорогой Аркадий, прошу прощения за СВОЮ неточность! Мой друг Валерий С. из г. Лосей-Ангелов (оплоте интернета, дзэна и прочей эзотерики) прислал мне более точную цитату. Это высказывание принадлежит кит. патриарху чань Линь-цзи Исюаню (9 в.):

      «Последователи Дао! Если вы хотите обрести взгляд, соответствующий дхарме, то не поддавайтесь заблуждениям других. С чем бы вы не столкнулись внутри и снаружи — убивайте это. Встретите будду — убивайте будду, встретите патриарха — убивайте патриарха, встретите архата — убивайте архата, встретите родителей — убивайте родителей, встретите родственников — убивайте родственников. Только тогда вы обретете освобождение от уз. Если не дадите вещам связать вас, то пройдете насквозь, освободитесь от уз и обретете независимость. В числе приходящих со всех десяти сторон обучаться постижению Дао еще не было такого, который пришел бы ко мне независимым от вещей. Но я здесь с самого начала бью его. Если эта зависимость исходит от рук, бью по рукам, если она исходит изо рта, бью по губам, если из глаз, бью по глазам. Но еще не было ни одного, который бы пришел ко мне сам по себе освобожденный от уз. Все карабкаются вслед за бессмысленными выдумками людей древности». («Линь-цзи лу»?)

      Спасибо Валере и Вам за НАПОМИНАНИЕ!

  3. Питирим Сорокин (перефразирую я Фурманова из фильма «Чапаев»), конечно, великий человек, но зачем же копья ломать? Зачем делать из его концепции универсальную парадигму для философско-исторической интерпретации столь разноплановых традиций и движений, как буддизм, христианство, коммунизм, фашизм и исламское государство? Во всем можно найти что-то общее, но как Вы заметили, важны индивидуальные различия между людьми:
    «Кто из нас готов вспыхнуть тем огнем, которым горели ученики Будды, ученики Зороастра, ученики Иисуса?.. Кто из нас готов отбросить это все /мирское/ и загореться, как костер? А этим людям неизбежно принадлежит будущее» (36-37 мин.). Этот героический пафос Вы, отвечая на вопрос в конце лекции, продолжаете в смысле творческого отбрасывания «готовых элементов работы», «определенных кристаллизованных структур, которые вам вручают», «Бога, который вынесен вне вас»: «Я сегодня подчеркивал важность поиска, вопрошания, а не убеждений и не веры… Я ни разу не произнес слова «осознанность»,.. слова «Бог» или «вера», слово «духовность» тоже… А я подчеркиваю важность открытости для новой эпохи, для нового языка, нового тезауруса».

    Видите ли, новый язык, новые слова хороши, когда они выражают новое учение — то самое, о котором Вы говорили как обновлении вечной истины. Новое же учение хорошо, когда есть «новое», свежее вИдение вечно живой реальности, т.е. того, что есть, в его таковости. Иначе это сводится лишь к предпочтению (не таких уж) новых слов «открытость» и «поиск» таким старым словам, как «осознанность» и «Бог».

    Все слова и понятия, однако, и старые и новые, двойственны. Есть открытость новому как безоглядное отбрасывание старого, а есть и открытость «готовому» учению Будды, Христа, Раманы, как есть открытость тому или иному Учителю, открытость Жизни как богу. «Жизнь», наверное, самое старое слово из всех, но в соединении со словом «Бог» приобретает возвышенный смысл «жизни божественной» (Ауробиндо). А старое слово «Бог» приобретает вкус «Бога Живого, а не Бога священников и философов» (Паскаль).

    «Бог» даже и не слово, а условный знак для обозначения чего-то определенно Высшего и в высшей степени неопределенного. И в этом смысле Бог вне человека, выше всякого разумения, как Индра, непостижимый даже для других богов Вед. Но в 8 в. до н.э. приходит Уддалака Аруни и ошарашивает своего ученика новым словом: «Тат твам аси», «То — ты и есть!» Иисус Христос просто «повторил» эту старую адвайтийскую истину недвойственности: «Царство Божие внутри вас есть». Но каково это было услышать «народу Книги»?! «Я есть То», — повторил вечную истину на свой лад наш бывший современник Нисаргадатта Махарадж. Но «кто я?» — обращал внимание Рамана Махарши, о каком «я» идет речь — вот в чем вопрос. Если мы под «я» понимаем свой психотелесный организм, тогда Бог, конечно, далеко от нас, на небе, сидит на облачке и ножки свесил (это не цитата из Раманы).

    Говоря, что «бог везде» (цитата из вашей лекции), это и надо иметь в виду. Тот, кто считает себя «мыслящим тростником», «мыслящим мясом», полагает Бога вне себя. И ему надо бы поразмышлять, а нет ли чего божественного в нем самом. А тем, кто, как адвайтисты, обожествляет Себя, надо снова и снова размышлять, какого «себя», кто я, если не мясо и даже не мысль? Что же я есть, если я не Ал-др и даже не Аркадий?.. Вопрос старый, но очень открытый, и он может открыть нечто новенькое в вечном самом себе.

    Есть время собирать книги, начинать поиск, и это открытость и доверие Учителю. Есть время продолжать поиск, и это открытость Учению и вера в Бога. И есть время бросать книги, оставлять поиск и находить открытость и доверие к Жизни и верность Себе.

    АзБука Хорошо Вспомненного

  4. Спасибо, Саша, за внимание и поправки, согласен со всеми, кроме вот этой:

    «Питирим Сорокин (перефразирую я Фурманова из фильма «Чапаев»), конечно, великий человек, но зачем же копья ломать? Зачем делать из его концепции универсальную парадигму для философско-исторической интерпретации столь разноплановых традиций и движений, как буддизм, христианство, коммунизм, фашизм и исламское государство? Во всем можно найти что-то общее, но как Вы заметили, важны индивидуальные различия.»

    Концепцю Питирима Сорокина я использовал наряду с двумя другими — Шпенглера и постмодернистов. Я вовсе не делал из нее универсальную парадигму. Я воспользовался его языком и даже его ключевые термины заменил на другие, более доходчивые.

    Я мог бы сослаться на древнюю концепцию махаюги, состоящую из четырёх периодов: деваюги — царства богов или золотого века, третаюги — серебряного, дванариюги — медного и калиюги — железного века, в котором живём мы. Я мог бы говорить о Джамбаттисте Вико, выделявшем в истории периоды богов, героев и людей. Да мало ли кого мог бы я вспомнить! Вы хорошо знаете мой прием использования чужого для того, чтобы подчеркнуть свое, переживаемое в данный момент. Все три концепции, которые я напомнил в лекции, обладали одним преимуществом — они были созданы «недавно,» в прошлом веке, и в этом смысле были «свежими» и доходчивыми.

    Моей задачей было
    показать обнадеживающую перспективу новой восхИщенности, которая может сменить наше время оставленности,
    привести примеры страшных попыток ее недавнего исторического осуществления,
    отказать идее реставрации ее «готовых», истощенных, исчерпанных форм.

    Вы могли заметить, что я вообще говорил не об исторических эпохах, а о сегодняшнем дне, в котором есть все эпохи, если их услышать и впустить.

    Вспомним, что Ницше говорил о вечном возвращении так, как будто он его сам открыл и изобрел. Но ведь именно он его открыл, пережил и изобрел! Для немногих, его услышавших. Другие остались с «готовыми» христианством, буддизмом, адвайтой… бездонными, но уже не действенными.

    Будут новые попытки открыть, пережить и изобрести. Я лишь хотел толкнуть в этом направлении.

  5. Здравствуйте, посмотрел лекцию и стал активно размышлять о том, что же Вы имели ввиду, задавая вопрос: «Как быть?»

    Начали рождаться мысли и решил записать небольшое рассуждение на эту тему. И пришла идея пригласить больше участников к записи ответа на финальный вопрос лекции. Предлагаю организовать небольшой челендж, как модно сейчас это называть — каждый, кто имеет, что сказать на эту тему может записать видео или аудио и выложить в интернет с хэштегом #какбыть.

    Моё видео тут: https://youtu.be/hUORWvvPXoE

    И уже имел возможность обсудить свою запись с участницей лекции в НН, получил отзыв и критику. Инициатива моя обусловлена тем, что понять как же все таки быть весьма сложно и интересно послушать мнения людей. Тема важная, надеюсь у кого-нибудь срезонирует. На видео говорю уже о более приземлённых вещах, в большей степени о внешних, нежели о внутренних, но, на мой взгляд, для нынешнего состояния мира важных и имеющих возможность повлиять на ситуацию.

    Аркадий, а что Вы думаете? Было бы полезным собрать записи ответов и размышлений?

    И ещё, вчера довелось побывать на обсуждении лекции с участниками в скайп. Тоже нашёл для себя мероприятие очень полезным и интересным.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s