ТРЕНД УГАСАНИЯ. ТЕНДЕНЦИЯ УХОДА.

Заметки о лекции С. Хоружего по русской религиозной философии 10.12.18

С. Хоружий — человек из 60-70-х. Как и я. Человек книжной культуры, умеющий мыслить, т.е. ясно работать с понятиями.

Он начал лекцию со слов о своей вброшенности в культурную ситуацию середины XX века.  «Господствующие философии в России того времени воняли».

Говоря о составных частях философии, он назвал две: методологию и эпистемологию. Онтология у него имеется готовая — православие. Поэтому ему онтология не нужна. Все ответы уже содержатся в «православном фонде». Имеется в виду духовный, этический и культурный фонд православной аскетики — от апостолов до Оптинских старцев. Очевидно, этот фонд представляется ему несоразмерно более значительным, чем «фонды» индуизма, ислама, католичества и т. д. Во всяком случае он те другие ни разу ни в каком ключе не упомянул. Подумалось: если бы он был из шиитского Ирана, он бы не упомянул какое-то там православие.

И здесь сразу начинается расхождение с ним и бесполезность любых серьезных разговоров. Так оно и произошло полвека тому назад, когда мы с ним пересеклись — с тех пор мы не встречались.

Хоружий озабочен судьбой русской философии, которая началась с Владимира Соловьева и закончилась в русской эмиграции. Из важных имен эмигрантских богословов он назвал только Георгия Флоровского, к которому я дважды ездил из Нью-Йорка в Филадельфию. Сегодня русской философии больше нет, говорит он. Плеяда русских философов в эмиграции (Бердяев, Шестов, Вышеславцев и пр.) не оставила после себя продолжателей. Главную задачу русской философии перехватило богословие, повернув русскую философию к изучению православного духовного «фонда», к настройке на него. По завету Киреевского русская философия должны опираться на золотой фонд православной традицией. Но и богословы русскую философию не спасли. Ее сегодня нет, — повторил он снова.

Я думаю, православие — только одна из составляющих русской культуры. И у русской культуры с православием непростые отношения. Со времен призвания варягов в неё вливались многие традиции, прежде всего из Европы. Россия — это синтез различных «фондов», сводить ее культуру к одному православию нельзя.

Когда речь зашла о современности, Хоружий заговорил как трезво мыслящий человек, как человек моего поколения. «Тренд угасания» и «тенденция ухода человека» — это его формулировки. Угасание культуры, говорил он, можно изучать на исторических примерах, например, на закате Рима. Неоплатонизм не спас римскую цивилизацию, но лёг в основу многих культурных явлений и институций следующих формаций. Однако, утверждал С.Хоружий, мы стоим не просто перед гибелью очередной культуры, мы переживаем универсальный  «уход человека». Думаю, он ясно видит, что происходящая на наших глазах и с нами самими глобализация – это не упадок, за которым может возникнуть другая цивилизация, а форма ухода человека.

И последнее: Андрей Суворов, человек прекрасно знающий конъюнктуру, назвал в коротком разговоре имена трёх главных философов в сегодняшней России — Хоружий, Дугин и Подорога. Два православных философа и один постмодернист. Грустная картина.

1 thought on “ТРЕНД УГАСАНИЯ. ТЕНДЕНЦИЯ УХОДА.

  1. Философии, наряду с гностическими учениями призваны отражать мистический опыт. Хоружий, хорош уже тем, что, в своих выступлениях фокусирует внимание слушателей на этом таинственном явлении. Благодаря этому его можно назвать философом.
    А насчёт угасания, это очевидно…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s