Владимир Видеманн СТАРЕЦ ГОРЫ

На Востоке есть легенда о мудрецах, управляющих судьбами мира из тайных высокогорных убежищ. На поиски этих мастеров отправлялись целые экспедиции, не говоря о любителях-одиночках. До сих пор многие верят в их существование. Инфантильные фантазии? Если представлять себе этих мастеров как неких глобальных стратегов, склонившихся над картой планеты и расставляющих на ней игральные фишки — то да, это un fantasme infantile. Возможны ли другие варианты? Тут надо правильно прочитать изначальные смыслы, стоящие за древним символизмом образа владык мира, управляющих им с горных вершин. Согласно архаичным представлениям, судьбами нашего мира управляют планеты и звезды, т.е. небесные тела. Все вместе они образуют тело космоса как небесного гиганта, Универсального человека, Адигуру, Пуруши или Адама Кадмона. Непосредственное постижение этого человека возможно только через полное с ним отождествление, что достигается специальными мистическими практиками. Вот такие просветленные космические люди и считались мастерами реальности, поскольку знание — сила. Но это не значит, что они буквально управляли земными событиями по некой схеме. Они управляли внутренним космосом, частью которого, в мистической оптике, является и наша планета со всеми ее существами. Адигуру на вершине иерархической пирамиды познавательных состояний, символизируемых космическими орбитами, и есть тот самый «старец горы», надзирающий за судьбами мира и корректирующий их течение. В сущности — он есть владыка времени (имам времени) или чакравартин. На этом символизме играли многие религиозные и политические силы, стремясь утилизировать древний гнозис в пользу собственных низкоуровневых проектов.

Владимир Видеманн

 

Здравствуйте, Владимир.

Вы коснулись огромной темы, но только коснулись. Сегодня этот вопрос смотрится значительно серьезнее, он касается легитимности магического мировоззрения и традиционного мироощущения, согласно которым наш мир структурирован в виде духовной иерархи (Великой Лестницы Бытия), восхождение по ступеням которой является смыслом существования каждой отдельной монады. Далее, это мировоззрение утверждает инвариантность описаний этой иерархии и методов восхождения в отдельных традициях. За этим взглядом на реальность стоят десятки, если не сотни, авторитетнейших источников, и именно это мировоззрение стало катехизисом моего поколения (с достаточно широкой хронологией) «духовных искателей». С каким наслаждением я и мои друзья любовно обживали идеи Макамата, Сукховати, Шамбалы и Агартхи, а также образы Пуруши, Адама Кадмона и другие, ища в них замену слишком домашним образцам католичества и православия.

Вызовом этим воззрениям в то время был лишь буддизм в его ранней тхеровадинской форме с его атомизмом «пустотных» дхарм и идеей суньяты, в своей сущности создававший иной, новый покров тайны реальности и все же nolens volens в какой-то степени уравнивавший этажи традиционной реальности, разменивавший ее на всеобщий эквивалент дхарм (пусть даже сотни их видов).

Что же случилось сегодня, отделенное от моей юности всего несколькими десятилетиями? Глобализация, всемирная унификация, тотальная манипуляция, уплотнение и сползание всего и вся в жизни, политике, науке и культуре – все эти события накрыли мир колпаком, непроницаемым для влияния магической культуры и живых не препарированных традиционных воззрений и, может быть даже для их существования. Неохватный чудовищный внешний космос и бездонный, стремящийся к пустоте микромир обессмыслил существование людей на затерянной планете одной из Галактик одного из Галактических Скоплений. Волшебный фонарь духовных восхождений и магических превращений внезапно погас, как гаснет экран телевизора, чтобы вспыхнуть опять для очередного фильма ужасов или эротической комедии.

Погас не для всех — упорные одноверцы продолжают «видеть собственными глазами» Шиву, или Иисуса, или «старца горы», или еще какого-то глобального стратега, склонившегося над картой планеты и расставляющего на ней игральные фишки.

Другие при погашенном экране вновь и вновь воссоздают на экране своего воображения панораму интегральной мудрости, Sophia perennis, симфонию всех великих учений, подтверждающих якобы существование Примордиальной Традиции вне пространства и времени, подобной платоновскому миру эйдосов. Поистине, un fantasme infantile! Отказаться от этого расплывчатого образа для них подобно смерти.

Есть еще один способ попытаться согласовать несогласуемое – возродить в новом обличии древнюю идею майи, иллюзии, реальности как «сновидения богов». Сегодня для этого нужно убедить себя в том, что реальность — это то, что мы получаем вместе с чувственным опытом. С физической точки зрения, в квантовом пространстве нет объективности, есть только субъективная перспектива. Выходит, все «реально», пока вы это чувствуете, видите, понимаете, осознаете и постигаете вместе с повседневным опытом. Вселенная, которая была смоделирована, настолько же реальна для своих обитателей, как и настоящий мир для нас. Эту точку зрения сфокусировал знаменитый бизнесмен и инноватор Илон Маск, заявив: есть только один шанс на миллиард, что человечество не живёт в компьютерной симуляции.

Илон Маск пересказал идеи шведского философа Ника Бострома, который изложил их в 2003 году в своей известной работе «Мы живем в компьютерной симуляции?» Ник Бостром не спорит с идеей иерархического мира, напротив, он говорит: «Пост-люди, разработавшие нашу симуляцию, могут быть и сами смоделированы, а их создатели, в свою очередь, тоже. Может быть множество уровней реальности, а их количество может увеличиваться с течением времени».

Идеи Ника Бострома вызвали к жизни множество споров и возражений. Одно из возражений гласит: симуляция, неотличимая от реальности, перестаёт быть симуляцией. Если мы создадим яблоко, которое можно съесть — химическое и биологическое материальное яблоко, — то оно, по определению, перестанет быть симуляцией.

На этом примере, уважаемый Владимир, можно проследить, как и куда сместился вопрос о магическом миропонимании. Он сместился в область практическую и эмпирическую, отодвинув на мировоззренческие задворки то, что еще совсем недавно было главным руслом устремления умов и душ, по крайней мере, моего поколения. Вершины Гималайских гор (условно) опустели. Что могут предложить их обитатели современному западному человеку, соразмерное тому, что предлагали своим современникам Блаватская, Гурджиев и даже Кастанеда? Смесь нео-теософии и индуизма Юрия Мамлеева и антисистемный манихейский ислам Гейдара Джемаля способны увлечь лишь небольшую горстку последователей. Духовные дисциплины стали подспорьем больших и малых корпораций, а также групп радетелей натуральной жизни и долголетия. Наступила эпоха большого искушения, а для таких, как мы с вами, время терпения.

Эпохи сменяют друг друга подобно приливам и отливам. Возвращение магической и метафизической волны неизбежно. Важно, чтобы сохранились хотя бы немногие гавани и укрепления, и корабли, готовые к большому плаванию.

Аркадий Ровнер

 

1 thought on “Владимир Видеманн СТАРЕЦ ГОРЫ

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s