Валентин Куклев — Вино духа

(Русский календарь или нечистый дух)

Мф 12,43-45: “Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом”.

Живой календарь

Предисловие

«Словотворчество – враг книжного окаменения языка, и, опираясь на то, что в деревне около рек и лесов до сих пор язык творится, каждое мгновение создавая слова, которые то умирают, то получают право бессмертия, переносит это право в жизнь писем.

Словотворчество есть взрыв языкового молчания, глухонемых пластов языка»

В.Хлебников

 

Миссия этого текста, по возможности, восстановление полноценного русского языка, его глубинных значений и смыслов, которые утеряны и затёрты.

Русский мир деревни это поверья, суеверья, причуды, кудесничество, гадания, например, гадания по решету.

Каков микромир старой русской деревни? Броды, тропки, небольшие речушки, озерца, старицы, Красные горки, косогоры, елбаны, пригорки, священные деревья и рощи, заливные луга, колодцы… Все они имеют свои прозвища и имена.

Весь языческий дух увязан со временем, с календарём, всё происходит в определённый день. Нечистый дух, завязанный на проявление сезонного ритма, наиболее полно проявляет себя именно в определённый миг. Например,  Карачун в первый день после зимнего солнцестояния и действует в течение 3-х дней. Именно в этот день прихватывал Карачун и в степях замерзали ямщики.

Глубинная русская деревня это не лубок, показанный Есениным, а крестьянская культура, завязанная на языческие поверья, приметы и символы, и потаённая жизнь. У каждого дня своё имя, была своя забота, своя ценность, своё вино Духа. Чтобы дух не застаивался, не становился смердящим, он двигался и перемещался.

Этот сложный русский универсум успешно и хорошо функционировал до времён коллективизации. Русский мужик знал множество ремёсел, он и плотник, и сапожник и кузнец. Русский двор это хорошо продуманное и организованное хозяйство, которое по известным причинам погибло, и вместе с ним исчезли баенники, гуменники, водяные.  И только где-то в чащобах, возможно, спрятался леший, его надо не перепутать с домовым, с которым надо в определённый день беседовать, чтобы утихомирить зло, ведь оно суть несоответствия. Злоба это неизбежная забота нечистой силы, которая наводит тягун, смуту на волнение жизни, а люди применяла слова-обереги (агмы), например: «Чур меня, чур тебе на язык».

Русская деревня нашла способы взаимодействия со злом, не борясь и не уничтожая его, зная способы общения с ним во времени, например на Ивана-бражника (20 января) зло запивали. А 18, 19, 20 декабря как раз перед Карачуном называли Зачином, от слова «зачать, зачаток». В эти 3 дня сильно возрастала межевая граница между злом и добром. Злоба-беда с чела бежала. 24, 25,26 декабря «закрепы, укрепы, скрепы». Надо сходить в баньку и после пропарки избавиться от зла, тогда вода-лада на чело ляжет.  И только когда в конце 50-х годов в деревню провели электричество, вся «нечистая» исчезла на раз.

Русские духи обладали своим чувством времени, пространства и причинности. Были дни, в которые можно было войти в мир духов и было знание как разбудить духов, привести их в такое состояние, при котором можно подслушать всё, что там у них происходит. Они всё-таки не Боги, а эфирные существа, а те, которые раньше были людьми, а те, которые ими никогда не были и ими не станут. Кто-то из них может получить возможность стать людьми.

Так советская власть расправилась с живым миром русской природы, перепахав заливные луга со старыми вётлами, но поверья и чудные слова ещё живы, они различают худо от злобы и знают как «не будить лихо».

В моём календаре, я попытаюсь сохранить живым этот давно ушедший от всех нас мир.

Истории написаны в сказовом Ремезовском ключе и даты проставлены в новом стиле, хотя был соблазн перевести всё в старый стиль, но современный читатель живёт в григорианском календаре.

Счастливая сыть

13 января – день Маланьи.

Хотя день Пелагеи-заступницы 17мая, в этот день рубили дерево для выделки ложек, внук запомнил на всю жизнь день Маланьи, и вот почему.

На улице вьюга воет, танцует, вьюжная стужа, в общем, шурган, а в избе тепло.

В углу, около печки, где бабий кут, стоял, прислонившись, окутывая ладный ухватник, которым можно доставать из печки горячие чугуны, ендовы, кондюшки, где всегда пахло живым огнём и пышущим хлебом, который Пелагея перед выпечкой всегда благословляла. Она всегда знала когда печь готова принять хлеб.

Накануне заходила соседка и желала спаринУ, чтобы осенние дрова горели ясно и тесто в квашне спорилось.

Вставала Пелагея затемно, когда ещё ночь пробуждения задерживала мглистое утро.

Заведя тесто, бросала щепотку муки и если та обугливалась, то уверенно сажала хлеб, а если вспыхнет и затлеет, то понемногу остужала печь. Через нужное время щепочкой прокалывала хлеб: если следов теста на ней не было — вынимала. Когда доставала хлеб, приговаривала: «Усладой жить богато». На ночь хлеб оставался на чистом рушнике, окружённый четырьмя свечами в подсвечниках. Свечи должны догореть. Утром все ели свежий хлеб и это называлось счастливой сытью.

На припечке всегда стояли тёплые махотки, а в глубине, где чело, всегда тлели синие  угольки, готовые возродиться.

Особенно внук любил запах снети: вкус омлета с коричневой пенкой, а также на подносах бабушки пироги с яблоками и вишней, которые внук любил есть сидя на парадном крыльце дома, греясь и наблюдая за солнечным лучом, а на нищей лавке около двери, часто кто-то сидел и Пелагея всегда угощала непрошенного гостя снытью, обогревая его взглядом выращенной доброты.

Пелагея всегда носила внука в платке на спине и знала день когда можно ребёнка поставить на землю и земля его примет, иначе кто заступится за него, ведь небо далеко.

Бабушка Пелагея когда надо было беззлобно поругать внука, собаку, всё время говорила: «Чур, чур, Анчутка, Анчихрист».

На Плющиху бабушка пекла плюшки в виде двойного сердца, чуть присыпанные сахаром.

И особенно в день, как она считала, на охлупень (оберег избы)  оседлает леший конька, шатается изба и худые ветры подступают к крыльцу.

Когда внук вырос, он забыл про свою деревенскую бабушку и больше никогда в этой жизни её не видел. Он не приехал даже на её похороны. Правда, бабушка жила уже в другом месте, в городе Энгельс, у своей младшей дочери. Единственное, чем он мог её отблагодарить, это написав стихотворение:

Зима, Маланья, ночь, круг ряженых, нелепость,

И посему, и по селу идёт вовсю гулянка,

Удобрились бабы, оставив в печках свою свирепость,

Чтобы с быстрых горок помчаться в соломе ледянок…

 

Вечный праздник, народ открывай ворота,

И звени колокольцем, играй ключик с замочком,

Согревает руки клубочек дыханья у рта,

Шею тонкий, белый, пуховый, оренбургский платочек…

 

И, хромая уйдёт даже Анчутка беспятый,

В полынье воду остудит птица малая, Алканост,

Вся же русская, нечистая сила страхом объятая

С петушиным криком исчезнет, цепляясь ночи за хвост.

 

Появись солнышко-колоколнышко, на бугре, где ель на отшибе

Хоть цыган тебя на кол посадит, привяжет наш ангел – медведь.

Он клянётся снегами, полями, метелью, несущую гибель.

И Большая медведица, бледнея, уткнулась носом в небесную твердь.

 

Свобориное дерево

У славянских народов свобориное дерево это символ молодости, красоты и любви. В былые времена  свобориным деревом называли шиповник. Когда он зацветал, у русских начиналось лето, которое подрумянивает год. В стародавние года  под зацветший куст, в который влюблялось даже облако, ставили кринку с молоком и оно не прокисало, а также к нему приходили, чтобы избыть горечь и получить успокоение.

Ферапонта уронили в детстве. Мать только всплеснула руками и прижала к груди своего Ферапошу. И остался Ферапонт при избе как ненужный пятый угол.

На Ферапонта, а это, по старому стилю 7 июня, когда свобориное дерево окутывалось розовым туманом, мать отмечала его именины, а в это время шиповник цвёл крупными розовыми цветами и можно было рассказывать ребёнку страшные истории,  он не пугается.

Что же означает это странное для русского уха имя?

По-гречески это спутник. Спутник чего? Спутник спутника, путник, путанник ,искусственный спутник или спутник Бога. Но это не важно, мать Пелагия больше верила не в смыслы, а в приметы. По старому русскому стилю, если в этот день нет вёдер (дождя), то будет плохой урожай.

Осень сменяет лето, а затем зима приходит, заливая дорогу голубыми суметами (сугробами). И сидит маленький Ферапонт, глядя в узор морозного окошка, чуя, как проскрипят изредка полозья розвальни, да голоса ребятишек смешиваются с воем ветра. Особенно он любил звук «ууу», когда ветер завывал в печных трубах. Он не выходил на улицу, потому что не мог бегать и не знал смысла слов, доносящихся в его глухонемой мир мычащим биением.

Другие звуки он не мог воспроизвести, а произносит только протяжное «юююю», плавно переходящее в «уууу»

Этот нераспознанный мир, как вывернутый тулуп наизнанку, вроде такой же, как у всех, ан и не такой, заполнен стуками ставен и всем тем, что осталось в детской памяти, до падения Ферапонта.

И всё же человек, оторванный от связи с внешним миром и живущий в своём личном времени, принимает мир иначе, просто: есть, пить, спать, приспосабливаться и смотреть на единый для всех божий свет. Человек не Бог, он не отделён от него, он с ним всегда соотносится, даже когда отделён от него.

Но время шло, на своборином дереве  заблекли листья и оно стало увядать . Ферапонт рос, росли и ребятишки, дразнившие его: «Феропонт ушёл на фронт». Сверстники, бегавшие босыми по деревенской улице, давно отслужили в армии и вернулись крепкими, ладными мужичками, кто трактористом, на поле в бригадах пашет, кто на Муратихе в леспромхозе, крановым*.

А Ферапонт лишь разглядывал уходящих их по пыльной, грязной дороге в военкомат, улыбался, узнавая возвращавшихся сильных и плечистых, в полинялых гимнастерках.

И стала для Ферапонта кривая, извилистая дорога эта, уводящая в непонятную неизвестность, той притягательной силой, которая дала смысл ему, ведь он не дорожил ничем.

Каждый день  по утрам проходил он по ней, став слугой дороге, убирая мусор голыми руками: то камень, то непонятную железяку, лошадиный или коровий навоз… — всё то, что падает, скапливаясь, на деревенской улице, делая её неприятной для босых ребячьих ног, неприбранной, некрасивой.

Поначалу никто толком не замечал, но потом непривычность заставила людей понемногу роптать Пелагее: «Пристроила бы, кума, его к какому – ни будь делу, а то он говно на дороге руками собирает!»

Прасковья пробовала звонарем его определить , да церквушку в том году закрыли. Пыталась и к лошадям, но только этой работы Ферапонт не брал в голову и опять выходил на дорогу в любую погоду: то дождь, то снег, а он всё идёт по ней и чистит.

Как ни старалась Прасковья не пускать, запирать в избе, Ферапонт через окно сигал на штакетник и один раз даже разбился сильно. С тех пор мать махнула рукой и сказала навет: «Пусть делает, что хочет и живёт как птица небесная, уж, как- нибудь его прокормлю…»

Шли годы. Опустела деревня: кто работать на завод уехал, кто в техникум, кто в ФЗУ  поступил.… В городе, по слухам, можно всего достать, там всего вдоволь. Без хлопот в магазине купить за  копейки и хлеб, и молоко можно.

Остались в деревне лишь засохшее свобориное дерево, старухи, солдатские вдовы, да сильно постаревший Ферапонт, выходящий по утрам на заросшую дорогу, чистить её.  А новые мальчишки по-прежнему кричали: «Феропонт ушёл на фронт».

* крановой — все крановщики меня поддержат, они крановые.

 

 

2 thoughts on “Валентин Куклев — Вино духа

  1. Да, спасибо!
    Деревенская русская традиция, как и рафинированная культура Серебряного века, тоже «Россия, которую мы потеряли».
    Видно, уж не возродить. Хранить обломки и любоваться ими долгими зимними вечерами.
    А может, что-то еще и живо, и есть еще люди, носители русского знахарства, доки…
    АзБука ИзМенеНий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s