Сергей Родыгин: «Арт Деко – Дух Фашизма»

rodygin-art-deco-1

Я позволю себе начать с фашизма. Последний, также как национал-социализм и коммунизм, сегодня настолько прочно связался с зверствами и террором, что совершенно невозможно говорить о них даже нейтрально. Эти движения настолько осуждены как их собственной практикой так и теми, кто с ними боролся, и теми, кто от них пострадал, что любой позитивный факт немедленно отвергается, и объявляется аберрацией, случайностью, которая подтверждает демоническую сущность этих идеологий. В тоже самое время, позднее средневековье, время, когда костры инквизиции горели по всей Европе, тем не менее считается прогрессивным по сравнению с темными веками, и почвой на которой выросло Возрождение, и прекрасно укладывается в исторический процесс. Более того, инквизиция прекрасно действовала вплоть до 19 века, особенно в Испании. Несмотря на это ничего дурного в средних веках не было, также как ничего дурного не было в социализме, хотя его ранние пророки отправляли сотни и тысячи на гильотину. И хотя практика Великого Террора осуждена, тем не менее сами процессы считаются более прогрессивными, читай позитивными, нежели то, что происходило во времена Ancien Régime. Однако, можно много говорить о том, как ложно или по крайней мере несправедливо история оценивает прошлое.

Далеко не все так просто с человеческим духом, как это кажется многим на первый взгляд. Когда распадается связь времен, когда общество трансформируется в нечто совершенно непредсказуемое и не предвиденное, большинство историков не могут объяснить это изменение, и пытаются найти причины в каких-то предшествующих событиях. Они взывают к традиции, они пытаются строить логическую цепь событий. Это их ошибка: история как цепь событий не существует. Никто не мог предсказать падение СССР за неделю до его падения. Никто не мог предсказать победу Гитлера на выборах еще за четыре месяца до нее. Как раз обратное можно было ожидать, и сам фюрер ожидал этого, и, как известно, собирался покончить с собой в случае проигрыша.

Конечно, не все так непредсказуемо. Иначе, с историей было бы совершенно невозможно разобраться. Но и предсказуемость была бы ужасной вещью: все всё бы знали заранее, и история бы остановилась, потому что жизнь стала бы бессмысленной. Так что жизнь человечества не идет по прямой, а точнее не идет по прямой или кривой, которую можно описать уравнениями классической математики. Иногда происходит нечто, что выбивается из накатанной колеи событий. Фашизм был одним из таких феноменов. Он не был развитием классического капитализма, хотя и включал в себя экономические отношения и право частной собственности. Он не сменил итальянскую политическую систему. Он ее заменил. Никто не мог бы предсказать, что такое случится до первой мировой войны. Хотя некоторые признаки уже были налицо.

Национал-социализм также не коренился ни в имперской Германии ни в Веймарской республике. Коммунизм не имел никакого отношения к марксизму девятнадцатого и начала двадцатого века. Марксизм не был утопией, он был плоть от плоти капиталистический феномен, и укладывался в схему классической философии и экономического учения того времени. Маркс не был фантаст, он был практический экономист, и очень хороший экономист. Однако, коммунизм, также как и фашизм и нацизм были фантазиями воплощенными в реальность. Социализм Маркса был прочно связан с капитализмом, но новые феномены в политике и экономике принадлежали другому миру, миру, который существует до сих пор. Может быть поэтому многие историки, философы, политики не могут понять его. Они живут прошлым, тем на идеях и принципах которого они выросли. Так Катон и Брут младший не поняли, что Цезарь не был новым Суллой или Тарквинием, что он был чем-то совершенно новым. Поэтому Рим республика исчез, и более никогда не возродился.

Но вернемся к началу ХХ века. Новые идеи сломали все привычные представления о структуре общества, о его культурных и духовных конструкциях. Дух фашизма не был просто испорченный дух капитализма. Не был он связан и с феодализмом или античным миром, так привычным нашему пониманию. Его корни были гораздо древнее и гораздо глубже, как были некоторые культуры и цивилизации на планете настолько древние, что они казались неземного происхождения. И наоборот их несвязанность с современным даже им миром, делала их чем-то невероятно древним. Такой культурой и цивилизацией был Древний Египет. Геродот пишет, что Египет существовал в течение десяти тысяч лет. Платон рассказывает, что жрецы Гелиополиса называли греков ‘детьми’. Египетская архитектура и религия, государственное устройство и ритуалы были настолько отличны от греческих, иудейских или ассирийских, что государство на Ниле казалось последним царством богов. И в самом деле, египтяне говорили, что первыми правителями Египта были сами боги.

Интересно, что несмотря на неоднократные поездки европейцев в Египет, и постоянные контакты, тем не менее не оказали никакого влияния ни на греков ни на халдеев ни позже на римлян. Последние очевидно ощущали совершенную неприменимость этой великой цивилизации к своим делам, что пошли абсолютно иным путем. И только в начале ХХ века, спустя две тысячи лет, древнеегипетская культура вдруг оказалась в основе одного из самых странных явлений в европейской культуре, которое назвали Арт Деко. Однако, такое заявление было бы наверное слишком определенным, потому что многие элементы древнеегипетской культуры хотя и были заимствованы в Арт Деко, тем не менее дух движения был тем же духом, который лежал в основе египетской цивилизации. Это были в определенном смысле параллельные явления, и потому разделенные тысячелетиями. Между Египтом и Арт Деко нет прямой зависимости, нет преемственности, а есть некий параллелизм. Но также нет преемственности и в развитии европейского искусства, нет перехода, скажем, от Арт Нуво к Арт Деко. Есть две существенные разницы: в Арт Нуво практически отсутствует архитектура, а в Арт Деко архитектура определяет все, она является главным выразителем духа движения. В ней дух Арт Деко выразился наиболее полно.

rodygin-art-deco-2

Господство архитектуры присуще в основном, если не исключительно, культурам, где развитие и устройство общества решает дух.  В таком мире архитектура не прагматична, она не несет утилитарной функции, она несет  некий принцип. Так в готике архитектура соборов выражала стремление вверх, в небо, к богу, а римская была символом стабильности, прочности, устойчивости. Архитектура Арт Деко была совершенно иного свойства.

Я начал свое рассуждения  с фашизма. Последний был также выражением принципиально иного устройства общества, и его дух был подлежащим политической идее, а не ее производным. В принципе, в использование итальянским фашизмом древнеримских ликторских фасций было выражением определенной идеи. У римлян, пучок прутьев в связке и воткнутый в нее топорик был атрибутом великого понтифика, одной из задач которого было разжигание и поддерживание священного огня в храме Зевса, отсюда прутья и топор. Однако, в фашистском Риме фасции были символом, без какого-либо практического значения. Муссолини назвал свою партию Fasci di Combattimento – Боевые связки. В названии отразилась главная идея: сила через единение. И особенно важно не только единение, но точный параллелизм, униформность и близость.

Именно эти принципы развивались в фашизме. Камичи Нери (черные рубашки) не были группами клонов или роботов. Это были люди прошедшие ад войны, уличных беспорядков, различного уровня образования, культуры, интеллекта и физических способностей. И вот из этой аморфной массы объединенной только революционным порывом, отрицанием прошлого миропорядка надлежало сделать ликторов лидера, дуче, создать авангард общества, в основе которого лежала бы дисциплина, преданность идее, и униформность мышления и действия. И, конечно, лидер страны обожествлялся как древнеегипетский фараон. Ни Муссолини ни Гитлер не дожили до финального посмертного ритуала обожествления, а Ленин был положен в мавзолей гробницу классического стиля Арт Деко, и даже бальзамирован по древнему рецепту. У дверей гробницы были поставлены часовые по примеру египтян, где умершего фараона охраняли статуи Анубиса или сфинксов. Тоже позднее было сделано и с телом другого ‘фараона’ — Сталина, хотя последнему и не удалось пролежать тысячу лет. Ни один русский царь, или западноевропейский монарх таких почестей не удостаивались. Ленин объявлен был ‘живее всех живых’.

В движении Арт Деко развивались сходные принципы: пирамидальные ступенчатые структуры, параллельные структуры, использование гранита, мрамора, бронзы, стали, позже хрома, геометрические рисунки, рельефы, скульптура до предела упрощенная, линия как выражение движения, часто вверх. К этому добавлялась аристократически элегантная роскошь.

rodygin-art-deco-3

В дополнение к этому мотив папируса и другие классические древнеегипетские мотивы очень часто встречаются в Арт Деко как в архитектуре, так и в дизайне интерьеров.

rodygin-art-deco-4

В моде также, особенно женской, египетские мотивы одежды также часто использовались. Двойные молнии эсэсовской униформы также были сходны с египетскими символами. Их придумал знаменитый немецкий дизайнер Хуго Босс в 30х годах ХХ века. Буквы SS, последние буквы его фамилии также сверкали в петлицах Гестапо и СС. И наверное неслучайно интерьер его весеннего шоу 2016 в Нью Йорке использует мотивы Арт Деко и интерьеры похожие на интерьеры нацистских зданий.

rodygin-art-deco-5-jpg

Многие здания нацистской эпохи были задуманы или построены в египетском стиле. В частности храм Хатшепсут удивительно напоминает архитектуру аэропорта Темпельгоф в Берлине. Те же квадратные колонны, те же пропорции.

rodygin-art-deco-6

rodygin-art-deco-7

Однако, то же, если не больше, можно сказать о многих зданиях в США, СССР и других странах Европы. Эмпайр Стейт Билдинг в Нью Йорке, павильоны Германии и СССР на всемирной выставке в Париже.

Очевидно, мы имеем дело с интернациональным феноменом, определенно западноевропейским, проникнутым явно общим духом. Но, как я уже сказал, этот дух не пришел из Эллады или Рима. Он пришел оттуда, где главной идеей была вечность, идея выраженная в неизменном порядке вещей, символизме во всем, от повседневной жизни до храмовых ритуалов, от предметов быта до грандиозных парадов и публичных представлений. Так некогда пришел в Европу дух готики, чья архитектура также не вписывалась в традиции той эпохи, и, которая также не имела прецедента в прошлом. За один век были построены практически все известные готические кафедралы Европы от Англии до Праги. Предполагается, что финансирование проектов и их стиль были привнесены тамплиерами. Но откуда последние взяли готический стиль? Совершенно очевидно, что на Ближнем Востоке ничего подобного не было. Кстати, точно такая же загадка окружает и архитектуру древнегреческих храмов, стиль которых не имеет аналога в античном мире.

Что касается Древнего Египта, загадка была не только в архитектуре. Вся страна с ее культурой, развитой письменностью, архитектурой, армией, религией появилась на берегах Нила совершенно ниоткуда.

Новый дух появляется в Европе в начале каждого столетия. По крайней мере после позднего средневековья. Каждый раз этот Zeitgeist меняет мир. В фашизме этот дух Арт Деко проявился наиболее полно. Очевидно, невидимая рука провидения требует кардинальных изменений, чтобы мир развивался в том или ином направлении. Нам, в общем, не дано знать, в каком. Но по первым проблескам нового в искусстве и архитектуре можно предугадать будущее. Главное понять, какие принципы выражает новое искусство. Когда искусствоведы говорят о дадаизме, кубизме и фовизме, они довольно легко описывают идеи последних, их связь с событиями того времени. Они также видят их развитие в рамках общего процесса. Однако, уже кубизм не мог быть легко определяем как выросший из духа Арт Нуво, или постимпрессионизма. Арт Деко же вообще не могло быть объяснено в классической схеме развития искусства, потому что его дух пришел из глубочайшей древности, и его проявления в ХХ веке оказались столь же новыми и столь же чуждыми всему, что теоретики искусства и философы могли ожидать от нового явления. Никто не подумал, что восстание масс выразившееся в фашизме, нацизме и коммунизме, питалось духом многотысячелетней давности. А должны были бы.

Сергей Родыгин

6 thoughts on “Сергей Родыгин: «Арт Деко – Дух Фашизма»

  1. Правильно ли, я поняла Вашу статью?
    Допустим, что существует некая психоэмоциональная среда. Естественно, появляется потребность комфортного существования в данной среде. А, так как одна из формирующих составляющих комфорта – Эстетический Комфорт, то мы имеем то, что имеем.

  2. В общем верно, хотя и неполно. Эстетическое чувство только одна составляющая любого духовного и культурного движения. Вопрос не в чувстве, а в том, кто и что предлагает тот самый ‘комфорт’. Тут загадка. Я только ее констатировал. Почему Древний Египет стал движущим мотивом культурно политической жизни 20-40х годов?…

  3. На сегодняшний день, мой ответ на все вопросы – виновата психика.
    Психология. Элизабет Кюблер-Росс – пять стадий переживания горя:
    Отрицание. (20-х г.г.)
    — Революция, война, «пушечное мясо», нищета…
    — Но как же?! Нет! А, я?!
    Злость. (30-х г.г.)
    — Хочется чего-то монументального, вечного, не тленного…
    — Опустись в низ, поднимись ввысь по этим крепким, мощным, надежным ступеням. Брось вызов отвернувшимся, не пришедшим вовремя Богам! Я тоже, что-то значу! Докажи им, отомсти им!
    Торг. (40-х г.г.)
    — Я пойду за тобой, если ты гарантируешь лично мне, лично моё…
    Далее стадия депрессии и стадия принятия.
    Я знаю, что в психологии существует еще и эффект Розенталя. Проще говоря, исследователь получает то, что хочет получить. Но мне было любопытно посмотреть на предложенный Вами отрезок истории сквозь схему Кюблер-Росс. Более скажу – наше с мужем теперешнее жилище, как оказалось, явно носит признаки Арт Деко! Хотя я планировала «поиграть» с интерьером в стиле Шебби Шик. Мистика какая-то (я благодарно улыбаюсь Вам).

  4. Все в принципе просто: бензин может двитать как автомобили и танки. Так и дух времени. Тем не менее его приложение в определенной ситуации может быть различным.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s