Зрелая дева в кресле плетёном сидела,
Глядя на темного неба заплаты. Чреваты
Были загзаги ветвистые молний. Раскаты
Издалека приближались к балкону. Несмело
Падали редкие капли в траву. Неумело
Ветер с ветвями заигрывал клёнов. Негромко
Голос мужчины в доме звучал. Шелестела
Штора. Жужжал мотоцикл. Темнеющей кромкой
Туча закрыла полнеба. Дева вздохнула. Улыбка
Вдруг оживила лицо её. Встала и, штору раздвинув,
«Страшно», сказала. «Кажется, будет гроза».
21.06.16
Москва
Дорогой Аркадий, мне (правда), очень понравились эти истинно поэтичные строки, навеянные, очевидно, вчерашней грозой. Читаю, перечитываю, а в душе рождаются «конгениальные» строчки. Пусть это жалкое подражание, но как бог на душу положил…
Попытка № 10
Перезрелая дева томно сидела,
широко раздвинув шторы…
Звери попрятались в норы.
Гроза на подходе. Но как-то несмело.
Падали капли в траву еле-еле…
Еще шире раздвинула шторы
одинокая дева, прям до упора.
Мужской голос звучал с экрана-теле…
Проревел мотоцикл, заглох у подъезда.
«Наконец-то!» — вздохнула дева с улыбкой
и встала. Теперь не страшна и гроза.
Аз Балда на Ивана Купала
Саша вы прямо хрестоматия для молодых поэтов. Сравнивая два стиха можно чётко увидеть, чем поэзия отличается от рифмования.
И мне понравилось.
Прекрасная игра с формой!
Дорогие Аркадий и Феликс!
У нас «на районе» снова прошла гроза, и думаю, это добрый знак, чтобы снова покритиковать словечко из стиха Аркадия и позаниматься в заочном мастер-классе Феликса, за что обоим я премного благодарен.
С чего начать? Вот вечная проблема… Начну, пожалуй, с повышения квалификации у Феликса. Не моей квалификации, мне-то повышать уже поздновато — а вот мастеру, ведущему мастер-классы «для молодых поэтов», не помешает. Речь идет об общелитературной квалификации, не о поэтической. С поэзией у Феликса все нормально (я даже не знаю, кто больше поэт, он или Аркадий). Но вот литграмота хромает… И я бы не прочь послужить «хрестоматией для молодых поэтов, сравнивая два стиха» (с паршивого поэта хоть шерсти клок?), но вот беда, не могу я участвовать в соревновании поэтов-акынов, даже если б захотел.
Загвоздка в том, что мой стишок не является самостоятельным произведением — он полностью зависит от стихотворения Аркадия. Написанное мной даже не «жалкое подражание», как я сам его обозвал из ироничной скромности. Это совсем не подражание, это просто другой жанр — ПАРОДИЯ называется. Сам жанр, правда, немножко жалкий, зато немножко и злобный, но не так, как эпиграмма (Аркадий не даст соврать). И так же, как эпиграмма, пародия, разумеется, целиком зависит от оригинального стихотворения (или персоны), на которое она написана, и просто несравнима с ним, не может и не должна быть «лучше» оригинала. Наоборот, пародия должна быть грубее и смешнее, чтобы обыграть и сделать очевидными все недостатки оригинала, уж коли на то пошло.
Все это, конечно, хорошо известно. Одно удивительно, как мог мастер поэтической школы не разглядеть пародию в стишке под названием «Попытка № 10» (вместо «Этюда № 9»), где вместо «Зрелой девы» в кресле сидит уже «Перезрелая дева», широко раздвинув… «шторы», те же самые шторы, но «прям до упора», где слышится тот же мужской голос, но «с экрана-теле», где тот же мотоцикл, но не «жужжит», а прямо-таки «ревет»,.. неужели не заметно?!.. Надеюсь, кто-то из молодых поэтов, учеников Феликса, все же это заметит и скажет: «Позвольте, мастер, но ведь это пародия!»
—
Теперь — «Зрелая дева»! Это не я сказал, не я придумал. Скажите, Аркадий, какая это муза-дева не в добрый миг шепнула Вам, зрелому поэту, это незрелое слово? Ваша героиня — «зрелая» в каком смысле? Духовно зрелая? Интеллектуально зрелая? Граждански зрелая? Морально зрелая? Или просто по-женски зрелая, в половозрастном смысле?.. Хотелось и мне прям так и начать свой низкий стих (а пародия всегда играет на понижение, но не на поражение): «Половозрелая дева…» — да слишком тяжеловесно звучит, даже для пародии. Короче, стоило мне только представить Вашу «зрелую деву», как трудно было удержаться от доброй иронии в Ваш адрес, Вы уж не обессудьте. Или Вы, правда, считаете, что «зрелая дева» хорошо ложится в Ваше утонченное стихотворение?..
Остается добавить бочку меда к своей критической ложке дегтя. Если бы Вы выбрали более удачное слово для начала Вашего стихотворения (ну, например, «Грустная дева»), у меня бы и мысли не было ни о какой пародии, я бы и пикнуть не посмел. Потому что все остальное в Вашем маленьком шедевре безупречно прекрасно!
Со всем уважением и восхищением (Вами обоими), АзБука (худ. критики)
P.S. Извините, забыл надписать заголовок:
ХУД-АЯ КРИТИКА ЛУЧШЕ ДОБРОГО МАСТЕР-КЛАССА