Лекция «Гурджиев, метафизика, практика»

ar-tryptich-lecture-16-04-2016

23 апреля в 4 часа в клубе «Триптих» (Москва, Дегтярный пер. 15, корп. 2. Тел. +7-495-699-41-24) в рамках конференции «Практика Четвертого пути» пройдет лекция Аркадия Ровнера «Гурджиев, метафизика, практика». Вход свободный.

5 thoughts on “Лекция «Гурджиев, метафизика, практика»

  1. В последнее время, особенно в последние дни, заглядывая на этот сайт, я ощущал всё более острое желание увидеть Аркадия, по которому начал уже скучать. «Ну хоть бы он лекцию какую прочёл что ли!» — думал я…
    И вот результат! Я конечно знал о большой силе желаний, о великой силе мысли… Но не думал, что настока!
    «Вход свободный», — и это прекрасно… Но будет ли так же свободным и выход? Вот в чём вопрос. Да и найдём ли мы выход вообще?! Ведь Гурджиев,.. метафизика,.. практика,.. Четвертый путь,.. 5-й путь, 10-й путь — всё это совершенно безнадёжные вещи, всё это какой-то «бесконечный тупик»… Найдём ли мы хоть какой-то выход, Аркадий?! Вот в чем вопрос…

  2. ТОЛЬКО ТАКОЙ ИДИОТ, КАК Я, может писать комментарии к еще непрочитанной лекции Аркадия. Впрочем, если завтра в Теплом Стане начнется резкое похолодание или, не дай бог, землетрясение, и я не смогу приехать на лекцию, то мои заметки будут иметь хоть какой-то смысл. Главное, чтобы не зазвенела ложечка в стакане лектора, и в центре Москвы, в Дегтярном переулке не начался Великий Разлом!..

    Итак, Аркадий, Вы тут намекнули, что ВЫХОД ЕСТЬ, и Вы нам его покажете или, по крайней мере, мы будем его искать, долго, но НЕ безнадежно. Я имею в виду выход — из безнадежного, по-моему, проблематического треугольника «Гурджиев — метафизика — практика». Каждая из трех вершин этого треугольника — безнадежный, «бесконечный тупик»… Для лекции-то это как раз неплохо. Потому как, чтобы вывести слушателя к свету в конце туннеля, надо сначала провести его через тьму заблуждения и замешательства и озадачить огромностью задачи. А подумать тут есть над чем…

    ГУРДЖИЕВ. Кто, как не Аркадий, может рассказать о Гурджиеве почти ВСЁ, что известно мировому гурджиеведению?! Кто как не Аркадий, книга которого «Гурджиев и Успенский» остается одним из лучших исследований системы Гурджиева, а также его учеников и гурджиевского движения вообще?! Кто, как не Аркадий, который объездил пол-мира, в поисках и беседах с людьми, знавшими Гурджиева и считающихся его преемниками, продолжателями и последователями?! Вопросы чисто риторические. И если все-таки отвечать на них, то просто перифразом слов песни про «стилягу Васю из Москвы»: Аркадий, конечно, Аркадий, эзотерик из Москвы! Эзотерик и много чего еще, кстати, основатель Гурджиевского клуба, НО…

    Но гуджиевец ли?.. И вот тут наивного и неопытного слушателя ждет первая засада. Самый большой знаток Гурджиева, если когда-то и был гурджиевцем, давно уже таковым не является (слава богу). А Гурджиев для него, если не «мертвая собака», то совершенно утратил свою актуальность на сегодняшний день как Учитель, как учение и как практика. И если я правильно, хоть и грубо, излагаю отношение Аркадия, то сразу же позволю себе с ним не согласиться.

    Перифразируя слова самого авторитетного «критика» Маяковского: Гурджиев был и остается самым великим учителем… для всех гурджиецев, для которых его система — «вечно живое учение». И не советую спорить с этим тезисом в рамках Гурджиевской конференции, а то и побить могут. Парадокс в том, что для самого Аркадия Гурджиев с его запутанной метафизикой и экстремальной практикой — пройденный этап, откуда он, похоже, склонен делать вывод о том, что так же и для всех, что Четвертый путь вообще устарел. Но так ли это? Так ли это для тех,.. кто идет по этому Пути? (Извините, если я тут упрощаю и утрирую позицию Лектора, еще не прочитавшего свой доклад).

    МЕТАФИЗИКА. Для разгончика — метафизика Гурджиева, которую я назвал «запутанной», и это еще слабо сказано. И опять-таки, надо отдать должное Аркадию, написавшему целый толковый словарь терминологии Гурджиева, наверное, еще тогда, когда он надеялся распутать, разобраться с его неудобоваримой метафизикой. А потом, кажется, просто решил оставить ее в покое (и правильно сделал). От метафизики Гурджиева Аркадий может перейти к метафизике вообще. И тут наивного и неопытного слушателя ждет вторая засада, НО…

    Но очень приятная и лестная для всякого слушателя, слегка озадаченного самим словом «метафизика». Лектор, употребляя это слово в смысле «философии», а философию в смысле «мировоззрения», «убеждения», легко убедит и Марью Ивановну, и Эллочку-мужеедочку, и Васю Пупкина (считающего себя, и не без оснований, пупом земли и неглупее лектора), что у всех у них есть своя метафизика, примерно такая же, как у Мартина Хайдеггера. Это былое заблуждение, на мой взгляд, Аркадия (которое я не раз критиковал, напр., в комментах к их переписке с Сергеем Родыгиным о метафизике) связано с еще большим заблуждением, и не только Аркадия, в том, что люди, якобы, живут и действуют, исходя из своих мировоззренческих позиций,.. которых они в большинстве своем вообще не имеют.

    И это-то как раз и хорошо! Потому как все беды человечества связанны не столько с тем, что люди живут из обще-распространенной глупости (см. «Похвалу Глупости» Эразма Роттердамского), сколько с тем, что они пытаются жить и действовать из еще более глупых идей, идеалов и концепций, навязанных им и ими друг другу, политиками, учеными, учителями, родителями, священниками и неладными философами. Про что давно было сказано: благими намерениями выстлана дорога в ад… Помилуйте, да можно ли жить без метафизики?! Думаю, можно… Но послушаем, однако, что скажет Лектор.

    ПРАКТИКА, духовная практика (как уточнял свое имя Бонд, Джеймс Бонд). Аркадий, опять-таки, мог бы рассказать много интересного и поучительного из практики Гурджиевского Ин-та гармонического развития человека, которая отнюдь не сводится к гурджиевским движениям, «танцам». Правда, что касается танцев, для меня — человека далекого (а вообще-то, как вы заметили, недалекого) от гурджиевской практики и теории — это не более, чем всякие танцы, от которых я был уже не столь далек в молодости, которые все не более, чем сумма искусственных движений, поначалу трудных для естественной координации, но будучи заученными, легко повторимых.

    Один из главных принципов гурджиевской «работы» — сверхусилие. Сравнивая его с безусильностью в адвайте и даосизме, я всегда склонялся к последним, тем более, что они косвенно оправдывали мою лень и практику моего диван-изма. Интересно, если мне (и не мне) удалось хоть немного сдвинуть Аркадия с его прежней позиции примата активности (даже в медитации) и инициативы, усилия и деятельности — в сторону пассивной созерцательности и безусильного недеяния (не путать с бездействием) Бытия-Сознания-Радости.

    Мне это особенно интересно, потому как сам я дрейфую, разумеется, совершенно безусильно (как «Ёжик в тумане», которого несет сама река)… к активному действию, к усилию и даже сверхусилию, «попрактиковав» которое не искусственно, а в своей работе, я могу сказать Аркадию и Гурджиеву «мерси боку!» (Не тому боку, на котором лежал, а тому, каким делал). Гурджиев, правда, говорил, что человек не может ничего делать. Но я доказал самому себе, что в каком-то смысле — может! Да, пару месяцев было трудно, очень трудно. Но сверхусилия открывают в тебе же и сверхрезервы… Вот такие дела. Собственно, это была засада, которую я заготовил уже для Аркадия, но вот не удержал свою пионерскую, военную тайну Мальчиша-Кибальчиша.

    ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ, наконец. Как и всякий духовный путь, он хорош до поры до времени. И про него можно сказать примерно то же, что Данте про житейский путь, «пройдя его до половины», уже видишь, что он никуда не ведет (см. также «Дорогу никуда» Ал-дра Грина). Думаю, что Аркадий тоже так думает, потому как прошел, может, и не один путь, от и до. Как я тоже писал уж не раз в комментах, доходишь до последнего камня, указателя, который лежит даже не на развилке, а за которым простирается чисто поле. Тут я, возможно, как и Аркадий, понимаю Джидду Кришнамурти, назвавшего Истину «страной без дорог», и Рам Цзы, назвавшего свою первую книжку «Нет пути для духовно продвинутых».

    И вообще, Аркадий, возвращаясь к поискам выхода из начертанного Вами треугольника «Гурджиев — метафизика — практика», я вижу, что ВЫХОДА НЕТ. Или просто ВЫХОД С ДРУГОЙ СТОРОНЫ?..

    P.S. Всё, сказанное выше, почти никогда не совпадает с мнением Аркадия и далеко не всегда с мнением самого говорившего. Но сказав А, мне всегда хочется сказать и Б, что зачастую бывает уже лишним.
    Аз Бука (ведаю, чё не знаю, но глаголю добро)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s