Первая публично заявившая себя литературной группа после запрета в 30-х

Вниманию читателей блога предлагаются два сочинения, документирующие многообразие творческих опытов «неофициальных» поэтов и прозаиков позднего советского периода (1960-1980 гг.) и полифонию их точек зрения. К сожалению, многие из имен и событий задокументированные в представленных работах оказались сегодня незаслуженно забыты.

Юрий Проскуряков «Несколько слов о трагическом социализме и его поэтах»[1]

Когда я возвращаюсь мыслями к своей литературной юности, то неизменно восстанавливается трудно передаваемое на словах чувство особого, трагического по своей природе переживания, которое, возможно, и служило источником энергии, формировавшим даже не эстетическое намерение, а особое эстетическое чутье у ряда авторов

Рафаэль Левчин «Метареалисты и другие»

Итак, параллельно с погружением в мир Кастанеды, пересекающийся с мирами «Центра циклона», «Похождений вынужденного мессии» и т.п., падавшими, в свою очередь, на почву, взрыхленную Судзуки (кажется, «Железная флейта» была раньше всех), происходило все большее отождествление себя с миром андеграунда. В данном контексте это означает — альтернатива официозу, что опять-таки понималось более чем широко.

[1] Текст является письмом Юрия Проскурякова к Рафаэлю Левчину

2 thoughts on “Первая публично заявившая себя литературной группа после запрета в 30-х

  1. «ПРОКЛЯТЫЕ» НЕ-ПРОЛЕТАРСКИЕ ПОЭТЫ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

    ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ
    (в стиле нижеупомянутого Дм.Пригова, создавшего одноименный жанр)
    Немного о себе. Когда собираешься кого-то поругать, надобно начать с себя. Не нужно быть автором «Критики способности суждения», чтобы сообразить, что прежде чем судить о ком-то, надо «на себя оборотиться» (это уже дедушка Крылов, а не Кант). Чтобы «не было мучительно больно» (это уже не Крылов, а пролетарский О.!), когда в ответ на свою критику вдруг услышишь: «Сам дурак!» И то правда — дурак: четыре часа потратил на чтение этих двух статей. Мало того, что дурак — да еще дурак «подкидной» (что подкинули, то и читаю),.. полуобразованный, малоначитанный, особенно в со-временной и то-временной поэзии. Ну и куда же я лезу со своим прозаическим рылом в калашный поэтический ряд?! Тут бы мне и заткнуться, раз уж я не компетентен. Рассуждать о какой-либо поэзии с моим скудным читательским багажом («диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка и маленькая собачонка») смешно. НО…

    Я и не собираюсь рассуждать о поэзии. Просто два слова о чужих рассуждениях. Мета-рассуждение о мета-поэтах. Раз уж я проштудировал два этих текста, не пропадать же добру. Я должен как-то отплатить, выразить благодарность их авторам. Ну уж, как смогу, как получится. Я парень простой, несмотря на преклонный возраст (русские мужики столько не живут — то ли я нерусский, то ли не мужик). Что в голове, то и на языке. Как думаю, так и скажу… Правда, памятуя Канта и Кастанеду, должен оговориться: я не думаю, что то, что я думаю, так и есть, как я думаю («если вы понимаете, о чем я», как говорят претенциозные герои в американских фильмах). Так что покорнейше прошу «благосклонного читателя» (в лучших традициях классических предисловий) ни в коей мере не принимать меня и мои слова всерьез. Я и сам себя всерьез не принимаю! Тем более свои дурацкие мысли. Слова, правда, это уже более серьезно… Ну надеюсь, основной текст моей критики (не-чистым разумом), будет не длиннее сего предуведомления, как это обычно и было у вышеупомянутого Пригова. Короче, я дико извиняюсь!

    «Я ИХ, КОНЕЧНО, НЕ ЧИТАЛ, НО Я С НИМИ НЕ СОГЛАСЕН»
    (из критики в Союзе сов. писателей)
    Когда поэты пишут о поэтах или художники о художниках, тут доброго слова не жди. Да и доброе крайне пристрастно. А как иначе?! На то они и творческие личности, чтобы других упрекать в нетворческости или восхвалять с легкой завистью. Много иронической критики, немного саркастической ругани, ну и грязного бельишка чуток. А как без этого?! Таков жанр литературных воспоминаний. Общее впечатление от обеих статей могу выразить в двух словах — ЦЕХОВЫЕ РАЗБОРКИ. Кому они интересны? Самим поэтам и критикам, коллегам по писательскому цеху. Безумно интересны: он ему сказал, а тот ему ответил, этот ему написал, а тот не ответил, он ей посвятил, а тот посвятил, но не ей, этот вошел в группу, а тот из группы вышел, предатель!.. И так на 10-ти страницах, и так на 50-ти страницах. Интересно? Очень, но только самим критикам и критикуемым. А мне не очень. Для меня это вообще НИ О ЧЕМ. Конечно, если бы я кого-нибудь из них читал, было бы интереснее. Незнание закона, как говорится, не избавляет от ответственности. Ну ты критик и сам поэт — заинтересуй читателя, чтобы мне захотелось взять в руки их творения. Ни одна цитата не затронула моей души, ни уму ни сердцу. «СУМБУР ВМЕСТО МУЗЫКИ», — вынужден воспользоваться сволочным заголовком из «Правды», критиковавшей в свое (гнусное) время гениального Шостаковича. Я вроде не глухой, а ничего стОящего не слышу. Чем громче цитата, тем меньше смысла. «Может, я ошибаюсь», как принято оговариваться в таких случаях. Но я уже достаточно расшаркался выше в предуведомлении а-ля Пригофф.

    Кстати, о Пригове и еще паре писателей, имена которых мне оказались все-таки знакомы и даже близки, и которых многоуважаемые авторы лягнули пОходя. Похожий жест, кстати, воспет неким поэтом (из народа?):
    «Девушка красивая
    в кустах лежит нагой.
    Другой бы изнасиловал,
    а я лишь пнул ногой».
    (Черный юмор? «Поэты» проклятые!) Вот так и Пригова лягнули за какое-то мифическое «предательство». Да хоть бы и предательство. Пусть бросит в него камень тот, кот никогда не предовал, «вольныя и невольныя». Главное не предавать себя, быть верным самому себе, своему высшему призванию. И то не всегда получается. А у Пригова, как правило, получалось. Он не боялся быть самим собой и идти в искусстве своими тропами. Великий новатор, по крайней мере в прозе. Поэзию его, честно говоря, я толком не читал. Но его Предуведомления и т.п., по-моему, просто шедевры. Дмитрий был моим соседом по Теплому Стану, но его теплого стана, к сожалению, я никогда не видел, мы не были лично знакомы.
    Зато я был немного знаком с Рабиновичем, тоже упомянутым «незлым (скорее, недобрым) тихим словом». Вадим Львович был поэт если не от бога, то по природе своей. Его историко-научная проза, его «Алхимия» — это произведения искусства алхимика слова. Один из самых глубоких и остроумных острословов, каких я знал.

    Ну и мой возлюбленный Кастанеда. Согласен, это тоже «литература». Но все-таки совершенно особенная. Эзотерическая проза, двумя словами. В подобном жанре написаны «Паломничество» Гессе, «Чайка» Р.Баха, «Алхимик» П.Коэльо, «сериал» Лобсанга Рампы, «Автобиография йога» Йогананды, «Свидетель» Беннетта, «Вспоминая себя» Ровнера и мн. др. И во всех этих вещах прямо или косвенно излагается некое учение в контексте ученической жизни. Главное в них не эстетическое, а эзотерическое содержание. Если уж говорить о Кастанеде, то по существу. И автор статьи, кажется, сам это хорошо понимает: «Нужно ли вообще об этом? Может, лучше только о стихах?..» Да нет, сказал бы я, не лучше. Это единственное, что мне было интересно у Рафаэля Левчина: «Кастанеда как зеркало андеграунда». Ну хоть так. Благодарствуйте!

    У Юрия Проскурякова я тоже нашел кое-что интересное.
    «Пили все время в конюшне», – рассказывал Бортунов. Я спросил: «Почему в конюшне?». «А ребятам там делать нечего, у них от пьянки крыша едет, они там с кобылицами е*утся». Меня это страшно удивило и заинтересовало, и я спросил: «Как это они е*утся?» «Ну, очень просто, приставляют кобыле сзади специальные подмости, залазят на них и е*утся».
    Вот это колоритно, экспрессивно, «жизненно»! Конечно, это невинное пастушеское занятие описано еще в античной классике, но услашать такое от очевидца соб… соитий — это сильно и мета-метафорично. А что? Дело молодое. Я тоже, когда комсомольцем был, е-здили мы на картошку и на сенокос в можайский совхоз. Потому как, какое главное дело было у советской интеллигенции? Правильно, поднимать сельское хозяйство. Вот мы и поднимали. И лошади тоже нам помогали. Нагрузим картошку на телегу, а они отвозят. Ну мы их не трогали. А зачем? Там девушек много было. Они тоже поднимали хозяйство. И не только сельское. А мы им стихи читали после работы. Романтичные. Тонкие. Не такие:
    «На винограднике в Шабли
    гусары девушек… прельщали.
    Сперва сонеты им читали,
    а после всё-таки е*ли».
    (Светлый юмор… «А кто автор?» — спросил вождь с сильным акцентом. В мертвой тишине громко упало в обморок тело поэта. «Стихи хорошие… А нервы слабые», — подытожил вождь… — Черный юмор все-ж-таки). Красота — страшная сила. Искусство тоже страшная сила. Еще страшней красоты. Проверено в можайском совхозе. Гуляли мы с девушками долгими летними вечерами и читали им стихи. А они слушали раскрыв рот. Ну я-то стихов тогда вообще никаких не знал. А вот мой старший приятель, тот был сам поэт и большой мастер по этому делу. Читал проникновенно, медитативно. Восхищенные девы робко спрашивали: «Это ваше?» — «Нет, — скромно отвечал он, — это Рильке». Потом снова читал что-то похожее. Осмелевшие девы уже со знанием дела спрашивали: «Это Рильке?» — «Нет, — еще скромнее отвечал молодой поэт, — это мое»…
    Ну вот, «старый Мазай разболтался в сарае». Хоть я и чужд поэзии, а поэтические воспоминания у меня тоже есть. А вообще неплохо написано местами (у Проскурякова). Про лошадей особенно. Меня вот тоже пригласили на его лекцию на днях. Думаю, это будет своего рода мастер-класс для скромных поэтов, писателей и критиков. Мастер слова, что и говорить, «однозначно» (Жириновский). Премного благодарен!

    А. Б(онд, агент) 006.02.2015

  2. Произведения Рафаэля Левчина нетрудно прочесть например на сайте «Лавка языков» и многих других сайтах. К тому же он автор ряда книг. Ловите ссылки: http://spintongues.msk.ru/raphael.html
    и мои на том же сайте http://spintongues.msk.ru/yury_pros.html
    а также в книгах, журналах и на многих других сайтах в интернете.
    Читайте, уважаемый А.Б(онд агент) и личностно по возможности развивайтесь.
    Юрий Проскуряков.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s